aif.ru counter

Воздух в Бишкеке ядовит. Разыскиваются крайние

Что думают чиновники о том, почему в Бишкеке все труднее дышать, и как предлагают ликвидировать экологическую катастрофу в столице Кыргызстана.

Владимир Банников / aif.kg

В последний месяц тема экологии «вдруг» с новой силой начала обсуждаться на разных уровнях. Премьер – министр потребовал от уполномоченных лиц глубоко продуманных путей решения проблемы, а активисты запустили в социальных сетях флешмоб, в ходе которого пользователи публикуют фотографии смога над Бишкеком. Согласно исследованиям, «дымка», сделавшая жителей столицы «ежиками в тумане», вовсе не безобидна – уровень загрязнения в десятки раз превышает норму, установленную ВОЗ.

Опасный «туман»

Так, согласно нормам, среднесуточный уровень РМ2.5 (Воздушный загрязнитель, в состав которого входят как твердые микрочастицы, так и мельчайшие капельки жидкостей), должен составлять не более 25 мкг/м³, однако в отдельных районах города этот показатель…Превышает 400 мкг/м³! Спрятаться от частиц сложно, они проходят сквозь биологические барьеры. Мы дышим ими каждый день.

После того, как страшные данные были опубликованы, поднялся большой общественный резонанс, и уполномоченным органам «отмолчаться» не удалось. Одну из площадок для обсуждения на прошлой неделе совместно с мэрией организовал Клуб региональных экспертов КР «Пикир». За одним столом оказались представители ведомств, так или иначе «причастных» к экологии и экспрессивный гражданский сектор, который выступления начальников воспринял с большим скепсисом.

Фото: aif.kg

Так, основными причинами, ведущими к экологической катастрофе, а иначе назвать смог просто нельзя, стали выхлопные газы авто, отопление бань и частных домов покрышками и ветошью, хаотичная застройка, препятствующая естественному проветриванию и отходы производств. Удивительно, но ТЭЦ и «Бишкектеплоэнерго» оказались «белыми, пушистыми и вреда воздуху не несущими».

«Мы тоже за чистый город, мы в нем живем и принимаем меры по улучшению экологической обстановки. Вы все знаете, что в прошлом году была проведена модернизация, на китайских блоках установили очистные сооружения с двухступенчатой очисткой трубочных газов. Электрофильтры китайских блоков имеют очистку 99, 9 процентов, сероочистку – 96, 6 процентов. Это больше, чем на старой станции. Мы работаем согласно выданному разрешению, нормы выбросов не превышаем», - отрапортовала представительница ТЭЦ Анжелика Жданова.

Все отлично и с котельными – главный инженер «Бишкектеплоэнерго», на техобслуживании которого 66 котельных, отметил, что расход угля, благодаря нововведениям, значительно сокращен, как и уровень выбросов. Последних стало почти в 2 раза меньше.

В «относительной норме» и общественный транспорт. Как отметил замначальника управления городского транспорта Бишкека Нурлан Абдыканов, в скором времени машины будут ездить на природном газе, да и процент гортранспорта невелик – не может он так воздух испортить.

«Мы координируем только общественный транспорт. По некоторым данным, в Бишкеке около 700 тысяч авто, из них общественных – лишь 2, 5 тысячи. Буквально вчера мы объявили тендер на большеместные автобусы, которых будет 60 или 70. Техосмотр же проводится частными аккредитованными центрами, его проходят 2 раза в год – якобы все там в норме. Мы все говорим, что город загрязняют маршрутники, но какой процент приходится на них? Если даже у ТЭЦ все нормально, выходит, вредит частный сектор?» - недоумевает он.

Частный сектор, как отметят позже, действительно роль играет, но что делать с личным транспортом, раз у общественного все прекрасно? Об этом рассказал начальник отдела транспорта мэрии Кубанычбек Жунусов

«Проблема очень большая и ее надо решать. В Бишкек ежедневно заезжает и выезжает порядка 900 тысяч автомобилей. Был отменен техосмотр, и никто не проверяет состояние машин. В столице порядка 100 заправок и только 2 компании продают ГСМ класса «Евро – 5». С 2020 года планируем ввести этот стандарт на всех АЗС и вносим предложение о запрете реализации АИ – 80. Также мы планируем закупить автобусы, работающие на комбинированном природном газе- метане. В 1

квартале следующего года они поступят. Помимо этого, идет поиск доноров для приобретения 40 – 50 троллейбусов с автономным ходом, чтобы они заезжали в новостройки. Работаем и с ситуацией, сложившейся с маршрутками. Правительство поставило нам задачу: квадрат, ограниченный проспектом Чуй, улицами Боконбаева, Ибраимова и бульваром Молодой Гвардии, освободить от них. У нас есть 7 месяцев на проведение этой работы. По другим мероприятиям: в этом году мы построили 7 километров велодорожек, в следующие 2 года планируем построить еще 18 километров, чтобы горожане потихоньку садились на велосипеды», - завершил Жунусов.

Отметили эксперты и вред дизельного топлива, вот только о том, что оно несколько дешевле своего собрата, умолчали. Как и о том, сколько стоит установить газоболонное оборудование, а это удовольствие, в среднем, автолюбителям обойдется в 30 – 40 тысяч сомов, зато выброс в воздух окиси азота уменьшится на 65 процентов, а твердых частиц – на 80. Кто желает встать в очередь на эко – модернизацию?

Стараемся, решаем…

Шутки шутками, а на дворе почти зима. Именно в это время наблюдается наибольшее загрязнение воздуха – люди активно топят дома, дымит «безвредная» ТЭЦ, выстраиваются километровые пробки из авто… А эффективного решения проблемы пока нет.

«По данным Нацстаткома, за последние годы в КР выброс вредных веществ в воздух увеличился в 2 раза. Наибольшее загрязнение воздуха наблюдается в зимнее время, когда сохраняется безветренная погода. Кроме того, планировка города, нарушенная высотками, выступает препятствием для продувающих город ветров. Я напомню, что по данным ВОЗ, уровень загрязнения воздуха напрямую влияет на количество хронических и острых респираторных заболеваний, онкоболезней органов

дыхания. Более 50 процентов всех выбросов приходится на Бишкек. Наши экологи проводили замеры с 1 по 9 января прошлого года, показатели в 2 раза превышали уровень загрязнения воздуха в Пекине… Постоянно говорят про ТЭЦ. По тем оценкам, что есть, в воздушный бассейн города Бишкека ежегодно выбрасывается около 80 тонн золы и пыли, сернистого газа и окиси азота. С прошлого года правительством ведутся переговоры о создании экологического фонда – речь идет о выделении суммы в 50 миллионов долларов США. Понятно, что в течение двух недель ни бюджет города, ни бюджет страны не выделят деньги на экологию, но подобные фонды могли бы сыграть роль», - поделился с присутствующими эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов.

И, если трубу ТЭЦ заткнуть возможным не представляется, то объявить бой частникам вполне возможно. Так, недавно назначенный начальник санитарно-экологической инспекции Керимбай Чойбеков сообщил, что за 10 месяцев текущего года ведомство собрало штрафов на сумму более 3 миллионов сомов.

«Я назначен ровно 20 дней назад, сильно переживаю за свой любимый город. Наблюдая с панорамы, куда во время холодов мы выезжали с экспертами, я увидел три – четыре ступени смога. Верхний - от трубы ТЭЦ, затем – выхлопы авто, и самый тяжелый –сжигание запрещенных твердых бытовых

отходов. Нарушителей мы привлекаем к административной ответственности по статьям 488 и 489. Это явные нарушители, которые жгут отходы и выбрасывают ТБО. На рынке «Дордой» в банях сжигают отходы швейного производства – тяжелый черный смог, выходящий из труб, видно невооруженным глазом.  Жгут резину, пластмассу… Наши инспекторы это фиксируют, ведут разъяснительную работу, если нет согласованности и понимания, что это нарушение закона, штрафуем- частных лиц на 2 тысячи сомов, руководителей на 5 тысяч, наказание может дойти и до 10 тысяч. При повторном составлении протокола на учреждение, руководители будут штрафоваться на суммы до 20 тысяч сомов. Это маленькая, но все – таки работа с нарушителями экологии», - отметил спикер.

Вклад делает и ЖКХ. По словам начальника управления, в решении проблемы нужен комплексный подход, а с зеленой составляющей все в полном порядке – такого количества мини – зон отдыха и скверов, как сейчас, не открывали никогда. Кроме того, на год грядущий запланировано открытие еще 11 скверов и это – не предел. Активисты, правда, на «горло песни зеленой» наступили заметив, что садить – то садят, вот только чахнут деревца без полива. Выходит, деньги на ветер нечистый улетают? Да и в зонах зеленых периодически «дома барские» вырастают, а порой даже не в два этажа…

«По прогнозам ООН, к 2050 году 70% населения будет проживать в городах, мы должны быть готовы, что люди из сел переедут, мы и сейчас это наблюдаем. Вопрос экологии будет усложняться, необходимо принять комплекс мер на законодательном уровне. В нашем городе творится черт знает что. Кто и на каком основании на Иссык – Атинском разломе дал разрешение на строительство? Пусть мэрия прекратит предоставлять земельные участки в этой лесополосе, начнет поливать насаждения и как можно скорее разобьет там два обещанных парка... С 1991 года наш город потерял из –за коррупции в земельных вопросах два огромных парка – возле старого аэропорта 24 га и парк в рабочем городке. Утрачено около 40 скверов, громадные территории парка Ата – Тюрк и Карагачевой рощи… Мы даже в суд подать не можем, нет норм, которые защитили бы горожан от этого беспредела», - негодовали активисты.

Оценку ситуации дал и Минздрав. По словам советника ведомства по доказательной медицине Бермет Барыктабасовой, ситуация с ростом болезней не всегда зависит от медиков. Страна не дотягивает до базовых стандартов того, что можно считать безопасной средой обитания. В связи с экологическими проблемами, Минздрав будет поддерживать все инициативы общественности в том, чтобы снизить смертность, зависящую от среды обитания.

Впрочем, среди экспертов нашлись и те, кто посчитал данные, ставшие причиной волнений людских, ложными. Марии Колесниковой, директору ОО «МувГрин», озвучившему обществу «картину дня», пришлось еще раз рассказать о том, что датчики, на показаниях которых и основывались эксперты, сертифицированы на территории Казахстана, посему говорить о фальсификации не приходится. Поддержали ее и коллеги по цеху – разговоры разговорами, а сообщить людям о том, что пора приобретать маски, все же нужно.

Респиратор, пожалуйста!

А дальше слово взяли активисты и представители гражданского общества. Их выступления были вовсе не о «Багдаде, в котором все спокойно». Люди старались предложить свое видение проблемы и пути выхода из нее. Некоторые оказались весьма любопытными.

Так, среди возможных выходов из положения, прозвучало предложение передать ответственность за экологию ГКНБ, ибо другие с обязанностями не справляются – в каждом ведомстве работа кипит, а «лихо» не уходит. Силовики вполне могли бы наладить ситуацию – безопасность ведь на кону.

Меры более лояльные озвучил политолог Алмаз Таджибаев. По его мнению, нужно создать единую экологическую политику с конкретными целями и сроками. И если у кого – то из мэров получится ее осуществить, назначить градоначальником пожизненно.

Пофантазировали и другие. Эксперт Денис Бердаков, дабы продемонстрировать, что должно было сделать государство, представил подборку альтернативных новостей.

«Очень отрадно, что Генпрокуратура провела расследование и те, кто дал разрешение на постройку нескольких многоэтажных домов, были привлечены к уголовной ответственности. Правительство заложило деньги на метеозонды и датчики, запретило ввоз подержанных авто, приняло закон о качестве топлива, которое должно соответствовать «Евро – 5». Министерство информации уже

наладило доступ к данным и сделало рассылку смс – сообщений… Это были альтернативные новости из города, которого нет. Большинство из выступающих получают зарплату с моих налогов. Я, как горожанин, недоволен качеством воздуха. Я хотел подать в суд на целый ряд госорганов, которые мне начали звонить и говорить, что не виноваты. Чем дальше я копался, тем четче понимал, что законов действительно нет. А я задыхаюсь. Мы организовываем петицию и будем решать вопрос на политическом уровне. Так жить нельзя», - сообщил он, добавив, что в Лондоне есть вице – мэр, который называется нюхачом и отвечает за качество воздуха. Имея проблемы с дыханием, Бердаков вызвался занять сей пост в Бишкеке.

Нашлись рекомендации и у общественного деятеля Алишера Ташматова. Он внес несколько предложений, среди которых – строительство завода по переработке листьев и… Ограничение на выезд авто.

«Рекомендации к мэрии у меня следующие: вы несколько раз говорили о том, что хотите переходить на газ. Сейчас европейские страны строят энерговырабатывающие дороги, почему бы нам не взять с

них пример? Запустим электромобили, почему именно газ? Будет дорога, вырабатывающая электричество и бесплатно заряжающая автобусы. Это, кстати, могло бы обеспечить свет в некоторых районах. Что касается листвы: можно построить завод по переработке листьев. Такого у нас еще не было. Создавать из листьев паленья, из них можно делать парты или игрушки детские – вариантов много. А трава? Я живу рядом с ботаническим садом, там много травы, почему ее не продают? Можно отдавать фермерам, никто тогда сжигать ее не будет. А что касается авто, скоро я в мэрию передам проект, согласно которому можно чередовать выезд машин. Например, в понедельник выезжает транспорт с такими – то номерами… Систематизировать поток, будет меньше пробок», - предложил Ташматов.

Надо сказать, что такие меры уже ввели власти Пекина: они запретили в нечетные дни недели ездить

на машинах с четными числами на конце номеров, и наоборот. Нашим же людям идея не понравилась: в социальной сети Facebook на подобное предложение отреагировали резко отрицательно. В городе, котором экономическая ситуация явно похуже пекинской, и многие вынуждены зарабатывать на жизнь частным извозом, ограничивать транспортный поток чревато. Да и водители маршруток, которые не раз бастовали, требуя повышения цен на проезд, явно не обрадуются – заработок сократится вдвое. Кроме того, взяв на вооружение подобный кардинальный метод, можно будет и проблему воды в регионах решить: сегодня пьете вы, а завтра – соседи…

Кардинально изменить ситуацию не выйдет и с «проветриванием»: разрешительные документы у многоэтажных зданий имеются, деньги за квартиры и офисы люди заплатили, сносить элитки явно никто не будет… А что делать с теми, кто живет нечистым строительным бизнесом, рассказал представитель Партии Зеленых Александр Толмачев.

«Мы на протяжении 10 лет бьем во все колокола. Механизмы решения проблемы следующие: наказать тех, кто повлиял на нарушение экологии. Привлечь к уголовной ответственности предыдущего агронома Бишкека, который убил весь зеленый каркас города. Привлечь госорганы, виновные в том, что подписывали преступные документы на разрешение строительства в зеленых зонах, отменить норму закона о выдаче земель в аренду на 49 лет - после этого там стройка начинается. Кроме этого, нужно убрать весь придорожный бизнес - дороги сразу станут свободными, машины будут быстрее проезжать и сжигать меньше топлива. Закройте все базары, там нет порядка. Построить нужно мусороперерабатывающий завод и ввести сортировку мусора. В европейских странах есть такой хороший опыт, как бесплатный общественный транспорт – люди пересядут на халяву», - отметил Толмачев.

Надо сказать, что придорожный бизнес у нас повсеместно и кормит он немалую часть горожан. Как и базары, где трудятся тысячи кыргызстанцев. Куда деть всех этих людей? Как общественный транспорт сделать бесплатным, когда в бюджете попросту нет денег на обслуживание автопарка?

Вопросов много и по частному сектору: топить газом, как отметили представители «Газпрома», временами даже дешевле, вот только трубы есть не у всех. Да, компания предоставила рассрочку, но некоторым жителям новостроек собрать детей в школу не по карману, о каком тут газе речь… Не бросать в топку ветошь и калоши, а чем греться зимой тем, у кого на хлеб не всегда хватает? Комплекс мер по экологии, безусловно, очень важен, вот только включать он должен не только вопросы состояния воздуха, но и причины, по которым авто и частники его загрязняют.

Так или иначе, все предложения и рекомендации, собранные во время дискуссии, будут переданы в аппарат правительства. А простым кыргызстанцам, радеющим за здоровье, в качестве альтернативы стоит запастись масками – благо, выбор сегодня большой, есть даже модели с котиками…



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. На каких перекрестках Бишкека камеры будут следить за нарушениями ПДД?
  2. Как не попасться на уловки экстремистов и террористов в соцсетях?
  3. Можно ли получить бесплатный участок земли близ села Маевка?
  4. Имеют ли право иностранцы выступать в роли доноров крови в КР?
  5. Куда обращаться, если рядом пожилой человек, которому необходима помощь?