Примерное время чтения: 14 минут
993

Воздух в Бишкеке ядовит. Разыскиваются крайние

Владимир Банников / aif.kg

В последний месяц тема экологии «вдруг» с новой силой начала обсуждаться на разных уровнях. Премьер – министр потребовал от уполномоченных лиц глубоко продуманных путей решения проблемы, а активисты запустили в социальных сетях флешмоб, в ходе которого пользователи публикуют фотографии смога над Бишкеком. Согласно исследованиям, «дымка», сделавшая жителей столицы «ежиками в тумане», вовсе не безобидна – уровень загрязнения в десятки раз превышает норму, установленную ВОЗ.

Опасный «туман»

Так, согласно нормам, среднесуточный уровень РМ2.5 (Воздушный загрязнитель, в состав которого входят как твердые микрочастицы, так и мельчайшие капельки жидкостей), должен составлять не более 25 мкг/м³, однако в отдельных районах города этот показатель…Превышает 400 мкг/м³! Спрятаться от частиц сложно, они проходят сквозь биологические барьеры. Мы дышим ими каждый день.

После того, как страшные данные были опубликованы, поднялся большой общественный резонанс, и уполномоченным органам «отмолчаться» не удалось. Одну из площадок для обсуждения на прошлой неделе совместно с мэрией организовал Клуб региональных экспертов КР «Пикир». За одним столом оказались представители ведомств, так или иначе «причастных» к экологии и экспрессивный гражданский сектор, который выступления начальников воспринял с большим скепсисом.

Фото: aif.kg

Так, основными причинами, ведущими к экологической катастрофе, а иначе назвать смог просто нельзя, стали выхлопные газы авто, отопление бань и частных домов покрышками и ветошью, хаотичная застройка, препятствующая естественному проветриванию и отходы производств. Удивительно, но ТЭЦ и «Бишкектеплоэнерго» оказались «белыми, пушистыми и вреда воздуху не несущими».

«Мы тоже за чистый город, мы в нем живем и принимаем меры по улучшению экологической обстановки. Вы все знаете, что в прошлом году была проведена модернизация, на китайских блоках установили очистные сооружения с двухступенчатой очисткой трубочных газов. Электрофильтры китайских блоков имеют очистку 99, 9 процентов, сероочистку – 96, 6 процентов. Это больше, чем на старой станции. Мы работаем согласно выданному разрешению, нормы выбросов не превышаем», - отрапортовала представительница ТЭЦ Анжелика Жданова.

Все отлично и с котельными – главный инженер «Бишкектеплоэнерго», на техобслуживании которого 66 котельных, отметил, что расход угля, благодаря нововведениям, значительно сокращен, как и уровень выбросов. Последних стало почти в 2 раза меньше.

В «относительной норме» и общественный транспорт. Как отметил замначальника управления городского транспорта Бишкека Нурлан Абдыканов, в скором времени машины будут ездить на природном газе, да и процент гортранспорта невелик – не может он так воздух испортить.

«Мы координируем только общественный транспорт. По некоторым данным, в Бишкеке около 700 тысяч авто, из них общественных – лишь 2, 5 тысячи. Буквально вчера мы объявили тендер на большеместные автобусы, которых будет 60 или 70. Техосмотр же проводится частными аккредитованными центрами, его проходят 2 раза в год – якобы все там в норме. Мы все говорим, что город загрязняют маршрутники, но какой процент приходится на них? Если даже у ТЭЦ все нормально, выходит, вредит частный сектор?» - недоумевает он.

Частный сектор, как отметят позже, действительно роль играет, но что делать с личным транспортом, раз у общественного все прекрасно? Об этом рассказал начальник отдела транспорта мэрии Кубанычбек Жунусов

«Проблема очень большая и ее надо решать. В Бишкек ежедневно заезжает и выезжает порядка 900 тысяч автомобилей. Был отменен техосмотр, и никто не проверяет состояние машин. В столице порядка 100 заправок и только 2 компании продают ГСМ класса «Евро – 5». С 2020 года планируем ввести этот стандарт на всех АЗС и вносим предложение о запрете реализации АИ – 80. Также мы планируем закупить автобусы, работающие на комбинированном природном газе- метане. В 1

квартале следующего года они поступят. Помимо этого, идет поиск доноров для приобретения 40 – 50 троллейбусов с автономным ходом, чтобы они заезжали в новостройки. Работаем и с ситуацией, сложившейся с маршрутками. Правительство поставило нам задачу: квадрат, ограниченный проспектом Чуй, улицами Боконбаева, Ибраимова и бульваром Молодой Гвардии, освободить от них. У нас есть 7 месяцев на проведение этой работы. По другим мероприятиям: в этом году мы построили 7 километров велодорожек, в следующие 2 года планируем построить еще 18 километров, чтобы горожане потихоньку садились на велосипеды», - завершил Жунусов.

Отметили эксперты и вред дизельного топлива, вот только о том, что оно несколько дешевле своего собрата, умолчали. Как и о том, сколько стоит установить газоболонное оборудование, а это удовольствие, в среднем, автолюбителям обойдется в 30 – 40 тысяч сомов, зато выброс в воздух окиси азота уменьшится на 65 процентов, а твердых частиц – на 80. Кто желает встать в очередь на эко – модернизацию?

Стараемся, решаем…

Шутки шутками, а на дворе почти зима. Именно в это время наблюдается наибольшее загрязнение воздуха – люди активно топят дома, дымит «безвредная» ТЭЦ, выстраиваются километровые пробки из авто… А эффективного решения проблемы пока нет.

«По данным Нацстаткома, за последние годы в КР выброс вредных веществ в воздух увеличился в 2 раза. Наибольшее загрязнение воздуха наблюдается в зимнее время, когда сохраняется безветренная погода. Кроме того, планировка города, нарушенная высотками, выступает препятствием для продувающих город ветров. Я напомню, что по данным ВОЗ, уровень загрязнения воздуха напрямую влияет на количество хронических и острых респираторных заболеваний, онкоболезней органов

дыхания. Более 50 процентов всех выбросов приходится на Бишкек. Наши экологи проводили замеры с 1 по 9 января прошлого года, показатели в 2 раза превышали уровень загрязнения воздуха в Пекине… Постоянно говорят про ТЭЦ. По тем оценкам, что есть, в воздушный бассейн города Бишкека ежегодно выбрасывается около 80 тонн золы и пыли, сернистого газа и окиси азота. С прошлого года правительством ведутся переговоры о создании экологического фонда – речь идет о выделении суммы в 50 миллионов долларов США. Понятно, что в течение двух недель ни бюджет города, ни бюджет страны не выделят деньги на экологию, но подобные фонды могли бы сыграть роль», - поделился с присутствующими эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов.

И, если трубу ТЭЦ заткнуть возможным не представляется, то объявить бой частникам вполне возможно. Так, недавно назначенный начальник санитарно-экологической инспекции Керимбай Чойбеков сообщил, что за 10 месяцев текущего года ведомство собрало штрафов на сумму более 3 миллионов сомов.

«Я назначен ровно 20 дней назад, сильно переживаю за свой любимый город. Наблюдая с панорамы, куда во время холодов мы выезжали с экспертами, я увидел три – четыре ступени смога. Верхний - от трубы ТЭЦ, затем – выхлопы авто, и самый тяжелый –сжигание запрещенных твердых бытовых

отходов. Нарушителей мы привлекаем к административной ответственности по статьям 488 и 489. Это явные нарушители, которые жгут отходы и выбрасывают ТБО. На рынке «Дордой» в банях сжигают отходы швейного производства – тяжелый черный смог, выходящий из труб, видно невооруженным глазом.  Жгут резину, пластмассу… Наши инспекторы это фиксируют, ведут разъяснительную работу, если нет согласованности и понимания, что это нарушение закона, штрафуем- частных лиц на 2 тысячи сомов, руководителей на 5 тысяч, наказание может дойти и до 10 тысяч. При повторном составлении протокола на учреждение, руководители будут штрафоваться на суммы до 20 тысяч сомов. Это маленькая, но все – таки работа с нарушителями экологии», - отметил спикер.

Вклад делает и ЖКХ. По словам начальника управления, в решении проблемы нужен комплексный подход, а с зеленой составляющей все в полном порядке – такого количества мини – зон отдыха и скверов, как сейчас, не открывали никогда. Кроме того, на год грядущий запланировано открытие еще 11 скверов и это – не предел. Активисты, правда, на «горло песни зеленой» наступили заметив, что садить – то садят, вот только чахнут деревца без полива. Выходит, деньги на ветер нечистый улетают? Да и в зонах зеленых периодически «дома барские» вырастают, а порой даже не в два этажа…

«По прогнозам ООН, к 2050 году 70% населения будет проживать в городах, мы должны быть готовы, что люди из сел переедут, мы и сейчас это наблюдаем. Вопрос экологии будет усложняться, необходимо принять комплекс мер на законодательном уровне. В нашем городе творится черт знает что. Кто и на каком основании на Иссык – Атинском разломе дал разрешение на строительство? Пусть мэрия прекратит предоставлять земельные участки в этой лесополосе, начнет поливать насаждения и как можно скорее разобьет там два обещанных парка... С 1991 года наш город потерял из –за коррупции в земельных вопросах два огромных парка – возле старого аэропорта 24 га и парк в рабочем городке. Утрачено около 40 скверов, громадные территории парка Ата – Тюрк и Карагачевой рощи… Мы даже в суд подать не можем, нет норм, которые защитили бы горожан от этого беспредела», - негодовали активисты.

Оценку ситуации дал и Минздрав. По словам советника ведомства по доказательной медицине Бермет Барыктабасовой, ситуация с ростом болезней не всегда зависит от медиков. Страна не дотягивает до базовых стандартов того, что можно считать безопасной средой обитания. В связи с экологическими проблемами, Минздрав будет поддерживать все инициативы общественности в том, чтобы снизить смертность, зависящую от среды обитания.

Впрочем, среди экспертов нашлись и те, кто посчитал данные, ставшие причиной волнений людских, ложными. Марии Колесниковой, директору ОО «МувГрин», озвучившему обществу «картину дня», пришлось еще раз рассказать о том, что датчики, на показаниях которых и основывались эксперты, сертифицированы на территории Казахстана, посему говорить о фальсификации не приходится. Поддержали ее и коллеги по цеху – разговоры разговорами, а сообщить людям о том, что пора приобретать маски, все же нужно.

Респиратор, пожалуйста!

А дальше слово взяли активисты и представители гражданского общества. Их выступления были вовсе не о «Багдаде, в котором все спокойно». Люди старались предложить свое видение проблемы и пути выхода из нее. Некоторые оказались весьма любопытными.

Так, среди возможных выходов из положения, прозвучало предложение передать ответственность за экологию ГКНБ, ибо другие с обязанностями не справляются – в каждом ведомстве работа кипит, а «лихо» не уходит. Силовики вполне могли бы наладить ситуацию – безопасность ведь на кону.

Меры более лояльные озвучил политолог Алмаз Таджибаев. По его мнению, нужно создать единую экологическую политику с конкретными целями и сроками. И если у кого – то из мэров получится ее осуществить, назначить градоначальником пожизненно.

Пофантазировали и другие. Эксперт Денис Бердаков, дабы продемонстрировать, что должно было сделать государство, представил подборку альтернативных новостей.

«Очень отрадно, что Генпрокуратура провела расследование и те, кто дал разрешение на постройку нескольких многоэтажных домов, были привлечены к уголовной ответственности. Правительство заложило деньги на метеозонды и датчики, запретило ввоз подержанных авто, приняло закон о качестве топлива, которое должно соответствовать «Евро – 5». Министерство информации уже

наладило доступ к данным и сделало рассылку смс – сообщений… Это были альтернативные новости из города, которого нет. Большинство из выступающих получают зарплату с моих налогов. Я, как горожанин, недоволен качеством воздуха. Я хотел подать в суд на целый ряд госорганов, которые мне начали звонить и говорить, что не виноваты. Чем дальше я копался, тем четче понимал, что законов действительно нет. А я задыхаюсь. Мы организовываем петицию и будем решать вопрос на политическом уровне. Так жить нельзя», - сообщил он, добавив, что в Лондоне есть вице – мэр, который называется нюхачом и отвечает за качество воздуха. Имея проблемы с дыханием, Бердаков вызвался занять сей пост в Бишкеке.

Нашлись рекомендации и у общественного деятеля Алишера Ташматова. Он внес несколько предложений, среди которых – строительство завода по переработке листьев и… Ограничение на выезд авто.

«Рекомендации к мэрии у меня следующие: вы несколько раз говорили о том, что хотите переходить на газ. Сейчас европейские страны строят энерговырабатывающие дороги, почему бы нам не взять с

них пример? Запустим электромобили, почему именно газ? Будет дорога, вырабатывающая электричество и бесплатно заряжающая автобусы. Это, кстати, могло бы обеспечить свет в некоторых районах. Что касается листвы: можно построить завод по переработке листьев. Такого у нас еще не было. Создавать из листьев паленья, из них можно делать парты или игрушки детские – вариантов много. А трава? Я живу рядом с ботаническим садом, там много травы, почему ее не продают? Можно отдавать фермерам, никто тогда сжигать ее не будет. А что касается авто, скоро я в мэрию передам проект, согласно которому можно чередовать выезд машин. Например, в понедельник выезжает транспорт с такими – то номерами… Систематизировать поток, будет меньше пробок», - предложил Ташматов.

Надо сказать, что такие меры уже ввели власти Пекина: они запретили в нечетные дни недели ездить

на машинах с четными числами на конце номеров, и наоборот. Нашим же людям идея не понравилась: в социальной сети Facebook на подобное предложение отреагировали резко отрицательно. В городе, котором экономическая ситуация явно похуже пекинской, и многие вынуждены зарабатывать на жизнь частным извозом, ограничивать транспортный поток чревато. Да и водители маршруток, которые не раз бастовали, требуя повышения цен на проезд, явно не обрадуются – заработок сократится вдвое. Кроме того, взяв на вооружение подобный кардинальный метод, можно будет и проблему воды в регионах решить: сегодня пьете вы, а завтра – соседи…

Кардинально изменить ситуацию не выйдет и с «проветриванием»: разрешительные документы у многоэтажных зданий имеются, деньги за квартиры и офисы люди заплатили, сносить элитки явно никто не будет… А что делать с теми, кто живет нечистым строительным бизнесом, рассказал представитель Партии Зеленых Александр Толмачев.

«Мы на протяжении 10 лет бьем во все колокола. Механизмы решения проблемы следующие: наказать тех, кто повлиял на нарушение экологии. Привлечь к уголовной ответственности предыдущего агронома Бишкека, который убил весь зеленый каркас города. Привлечь госорганы, виновные в том, что подписывали преступные документы на разрешение строительства в зеленых зонах, отменить норму закона о выдаче земель в аренду на 49 лет - после этого там стройка начинается. Кроме этого, нужно убрать весь придорожный бизнес - дороги сразу станут свободными, машины будут быстрее проезжать и сжигать меньше топлива. Закройте все базары, там нет порядка. Построить нужно мусороперерабатывающий завод и ввести сортировку мусора. В европейских странах есть такой хороший опыт, как бесплатный общественный транспорт – люди пересядут на халяву», - отметил Толмачев.

Надо сказать, что придорожный бизнес у нас повсеместно и кормит он немалую часть горожан. Как и базары, где трудятся тысячи кыргызстанцев. Куда деть всех этих людей? Как общественный транспорт сделать бесплатным, когда в бюджете попросту нет денег на обслуживание автопарка?

Вопросов много и по частному сектору: топить газом, как отметили представители «Газпрома», временами даже дешевле, вот только трубы есть не у всех. Да, компания предоставила рассрочку, но некоторым жителям новостроек собрать детей в школу не по карману, о каком тут газе речь… Не бросать в топку ветошь и калоши, а чем греться зимой тем, у кого на хлеб не всегда хватает? Комплекс мер по экологии, безусловно, очень важен, вот только включать он должен не только вопросы состояния воздуха, но и причины, по которым авто и частники его загрязняют.

Так или иначе, все предложения и рекомендации, собранные во время дискуссии, будут переданы в аппарат правительства. А простым кыргызстанцам, радеющим за здоровье, в качестве альтернативы стоит запастись масками – благо, выбор сегодня большой, есть даже модели с котиками…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно