Развитие транспортных путей всегда было драйвером экономического роста, и это особенно актуально сегодня, в период финансовых войн и наметившейся глобальной стагнации. В Центральной Азии сходятся интересы игроков, которые стремятся решать собственные коммуникационные проблемы - Китай, ЕС, США, Россия, Турция, Иран, Афганистан. Здесь пересекаются и два больших интеграционных проекта: ЕАЭС и ОПОП. Известно, что крупные международные транспортные проекты задают направления регионализации.
«В некоторых планах для республик ЦА могут таиться определённые риски, поэтому оценивать их следует, прежде всего, исходя из собственных национальных интересов, а также мотивации институтов и стран, которые оказывают им финансовую и техническую поддержку. Например, проекты ЦАРЭС в основном преследуют экономические цели, в то время как ТРАСЕКА имеет значительную геополитическую составляющую», - поделился с АиФ-Кыргызстан Вадим Козюлин, директор проекта ПИР-Центра по азиатской безопасности, заместитель председателя Евразийской комиссии ЕОЭС по иностранным делам и экономической политике.
«Рассмотрим оценку Всемирного банка, который раз в два года рассчитывает Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index - LPI). По данным за 2018 год из 160 оцениваемых стран по общему индексу эффективности логистики Казахстан занял 71 место (в 2014 году - 88), Таджикистан - 134 (114), Узбекистан - 99 (129), Туркменистан - 126 (140) и Кыргызстан - 108 (149) место. Рейтинг Кыргызстана показал самую хорошую динамику среди республик ЦА - за четыре года страна поднялась на 41 место, в то время, как соседний Таджикистан за этот период опустился на 20 ступеней. Выход из транспортного тупика, развитие сухопутных коммуникаций представляет серьёзную задачу для Таджикистана, а также Кыргызстана. И для устойчивого решения необходимо не просто построит и отремонтировать дороги, но и разрешить сохранившиеся конфликты с Узбекистаном и Таджикистаном, создать механизмы решения возникающих транспортных конфликтов с Казахстаном, предусмотреть «страховку» от рисков, связанных с расширением коммуникаций с нестабильным Афганистаном. Что касается внешних игроков, то, взглянув на карту, можно заметить, что их интересы зачастую совпадают, и транспортные инициативы с разными названиями оказываются одним и тем же маршрутом. Это даёт финансовым лидерам право диктовать вектор развития транспортных коммуникаций, но и страны региона получают возможность решить задачи реконструкции, реабилитации и строительства внутренних коммуникаций. Транспортная инфраструктура способствует экономическому росту, но иностранный контроль над ней может повлечь неприятные последствия, которые необходимо предвидеть. И конечно, она нуждается в современных системах безопасности, чтобы вместе с контактами, товарами и услугами в страну не потекли новые наркопотоки и террористические группировки».