Примерное время чтения: 10 минут
1164

Спорт за свои деньги. Как выживает пауэрлифтинг в Кыргызстане?

Руслан Сахбетов, спортсмен
Руслан Сахбетов, спортсмен aif.kg

Ежедневно в спортзалах люди приседают, жмут и тянут. Цели у всех разные: подкорректировать фигуру, накачать мышцы, поправить здоровье или просто выпустить пар после напряженного рабочего дня. Для многих тренировки – лишь хобби. Далеко не каждый может прогрессировать в спорте и одновременно выкладываться на работе. Чего не скажешь про Руслана САХБЕТОВА – рекордсмена Кыргызстана по пауэрлифтингу, жиму штанги лежа и становой тяге.

С юношеских лет Руслан привык добиваться всего самостоятельно, парень вырос в детском доме и не понаслышке знает, что только терпение, труд и упорство позволяют достичь  цели. За свою спортивную карьеру 31-летний атлет неоднократно становился чемпионом страны и мира по пауэрлифтингу. Спортсмен успевает не только ставить новые рекорды, но и один воспитывает сына. Руслан рассказал корреспонденту «АиФ» о жизни за помостом, а также о проблемах, которые тормозят развитие спорта в стране.

С железом на «ты»

Спорт прочно укрепился в жизни Руслана с детства, начиналось все с легкой атлетики, после парень увлекся футболом, затем переключился на настольный теннис и в 16 лет на городском первенстве среди учебных заведений занял второе место. 

- Более профессионально я углубился в борьбу и рукопашный бой, посвятил этим видам спорта 4 года, потом заинтересовался бодибилдингом. В 2009 году на чемпионате республике занял первое место в номинации «Мистер торс», сейчас она называется «Менс Физик» или «Пляжный бодибилдинг». После ушел в пауэрлифтинг и вот уже 8 лет этим занимаюсь.

– Помнишь свои первые соревнования, с какого веса ты начинал?

– Впервые я вышел на помост в 2010 году, оказался на втором месте. Были шансы забрать «золото», но сыграли неопытность и переживания. Я выступал в весовой категории 67 кг. В жиме лежа поднял 120 килограммов, в приседе – 160 кг, и в становой тяге потянул 180 кг. Таких результатов я достиг буквально через полгода подготовки. Дальше с каждым разом начал покорять помост и себя. В силовом троеборье борьба идет не со штангой, а, скорее, с собой, насколько ты психологически подготовлен к состязаниям. Сейчас в жиме лежа личный рекорд - 180 кг, приседание со штангой - 270 кг, а становая тяга - 271 кг.

– Впечатляющие цифры. Какие мысли возникают в голове, когда ты поднимаешь огромный вес в разы больше собственного?

– Ты для себя лучший. Не столь важно, какое место ты занял, как то, что смог преодолеть себя.

– Руслан, с прошедшего в Москве чемпионата мира по пауэрлифтингу WPC/AWPC, ты привез четыре медали.

– Это было яркое событие, выступало более 3 тысяч спортсменов из разных стран, новые лица, азарт. Соревнования пролетели очень быстро, мы прибыли в РФ, прошли процедуру взвешивания и сразу на помост. Так тяжело выступать, все-таки другая страна, перелет – это стресс для организма. На большие турниры спортсмены приезжают за неделю, чтобы адаптироваться, отдохнуть, восстановиться, и с новыми силами соревноваться. Но мы не так часто выезжаем на чемпионаты мирового уровня, поэтому не хватает опыта.

– Какие старты, кроме чемпионата мира,  больше всего запомнились, что можешь сказать об атмосфере состязаний?

– Запомнился чемпионат Азии в Казахстане. Там совсем иное отношение к спортсменам: прекрасные профессиональные судьи, с которыми редко возникают спорные моменты, они лояльны, улыбаются выступающим. Люди, которые сидят за микрофоном и объявляют спортсменов, шутят, всячески подбадривают, при необходимости дают дополнительное время на подготовку. К сожалению, на этих соревнованиях ограниченное количество участников, заявки принимаются в строго отведенные сроки. В дальнейшем я попробую поговорить с президентом федерации WRPF в Казахстане, чтобы у атлетов из Кыргызстана было какое-то определенное количество мест для участия, и не приходилось впопыхах записываться.

–Поддерживается ли как-то этот вид спорта государством?

– У нас есть международная федерация пауэрлифтинга (IPF) и федерация WPC (Всемирный конгресс пауэрлифтинга), между ними идет негласная конкуренция за официальное признание от Госкомспорта. Сомневаюсь, что власти не видят, как наши спортсмены ездят на чемпионаты мира, информация о которых оглашается во всех СМИ. Кроме того, федерация WPC ежегодно проводит 4 местных турнира. Однако государство не финансирует спортсменов, немного помогают спонсоры, но этого недостаточно. Из-за нехватки средств на организацию соревнований, спортсменам приходится платить большие взносы за участие.

За «спасибо»

По словам Руслана, пауэрлифтинг  – достаточно затратный вид спорта – взносы, переезды, перелеты, все расходы приходится покрывать из своего кармана. Редко, когда за призовые места полагается материальное вознаграждение, в основном спортсмен за свои старания получает медаль, диплом и словестное «спасибо» от государства.

– Взносы за выступления в номинациях, дорога, проживание, питание – все оплачивают участники. Когда мы ездили на Чемпионат мира в Москву, нашей федерации помог спонсор, выделив деньги на турнир. Эти средства поделили на троих лучших спортсменов. Я выступал во всех номинациях и завоевал два золота и два серебра. Также выполнил два норматива – «Элита пауэрлифтинга» и «Мастер спорта международного класса» (МСМК). В Кыргызстане не выдают такие удостоверения. За спортивные звания отвечает Госкомспорт КР, но его представители никак не контактируют с нашей федерацией. С декабрьских соревнований до сих пор наши парни и девушки не получили удостоверения, якобы за них сначала надо заплатить 2-3 тысячи сомов, хотя спортсмены столько труда и здоровья вложили, чтобы заработать эти нормативы. К примеру, на соревнованиях в Казахстане я забрал звание МСМК, и мне сразу же отдали корочку. Также они выдаются в России. А у нас затягивают по непонятным причинам.

– А какие-то привилегии полагаются рекордсменам и чемпионам?

– Нет. Когда мы вернулись с чемпионата мира, вокруг сразу создали ажиотаж: власти нас похвалили, надели колпаки, мэрия пообещала какие-то определенные призы, поощрения, журналисты взяли интервью и на этом все закончилось. Спортсмены борются за честь Кыргызстана, выходят с высоко поднятым флагом, а страна не обращает на них внимание.

– Наверное, и уровень организации турниров в соседних странах отличается?

– В России соревнования проходят более строго. Судят опытные люди, которые много лет в пауэрлифтинге и достигли высоких званий. Чтобы объективно судить, нужно не один год отпахать на помосте со всеми, знать недочеты, минусы, плюсы. У нас на это не смотрят. Кто хочет попасть в судейство, сдает экзамен специалистам из России и вперед. А ведь от решения судьи во многом зависит судьба спортсмена. В этом году он выступает, а следующем уже здоровье может не позволить.

– Насколько развито силовое троеборье среди кыргызстанцев?

– За последние годы пауэрлифтинг  набрал хорошие обороты, в том числе среди молодых атлетов. Однако сейчас молодежь не такая активная и сильная. Когда я только начинал заниматься, каждый спортсмен знал своего соперника и равнялся на него. Сегодня, наоборот, стараются уйти от соперничества, лишь бы получить медаль, диплом.. Ранее установленные рекорды теперь тяжело побить.

Борьба с собой

Несмотря на то, что спортсмен уже достиг престижных званий, забрасывать пауэрлифтинг Руслан не собирается. Он регулярно тренируется и повышает свои показатели.

– Руслан, спортсмены, прежде чем показать на помосте определенный результат, наверняка отрабатывают его на тренировках. Почему тогда на турнирах кто-то не справляется?

– В зале мы поднимаем намного больше, чем на помосте, сказываются переживания. Например, на прошедшем в июне чемпионате Азии в нашей команде много спортсменов перегорело, ребята  перенервничали. В азарте ты забываешь зафиксировать положение и прочие детали. Это приходит с опытом, но все равно разные причины могут повлиять на выступление – плохо спал, что-то волнует и прочее.

– То есть важно не просто поднять вес, но сделать это технически правильно?

– Обязательно. На тебя смотрят трое судей, целая арена, тысячи глаз. Это дает свое волнение и адреналин. Здесь и начинается борьба с собой, насколько ты сможешь собраться и выдать всю мощь сразу.

– Как ты настраиваешься на соревнования?

– Стараюсь выспаться, не всегда получается. Сколько лет я в этом спорте, а волнение присутствует. Мы уже много лет конкурируем с местным атлетом Петром Кучерявым, сейчас из Казахстана приезжает Валихан Тен. С этими людьми мы общаемся, дружим, задаем друг другу планку, они приятные соперники. На соревнованиях пытаюсь успокоиться, а перед выходом на помост, наоборот, разогнать себя, поднять адреналин. Однако каким бы ты опытным не был, не всегда все получается.

– Есть разные мнения относительно выступлений в экипировке и без, как ты относишься к экипировочному спорту?

– В экипировочном пауэрлифтинге нужна своя сноровка, техника, резче движения. К тому же, у всех разные финансовые возможности, у кого-то экипировка супер новая, а у кого-то поношенная, растянутая. Но никто не будет смотреть на эти различия. Да, у экипировки есть свои плюсы, можно больше поднять. Но я больше люблю выходить, как есть и показывать на что способен.

– Есть ли вес, который хотел  бы преодолеть?

– Да, но это тяжело.. Пока не получится полностью посвятить себя пауэрлифтингу. Мы целый день работаем, а потом вечером выкладываемся в спортзале.

– Чем занимаешься в свободное от работы и тренировок время?

– Чаще провожу время с сыном. Иногда с друзьями в клубе внедорожного движения «Штурмовик». Выезжаем на полигоны, проводим соревнования, катаемся. Я стараюсь планировать выходные дни и вносить разнообразие в досуг.

– Сына тоже приобщаешь к спорту?

– Да, у него хорошие успехи в дзюдо. В последний месяц у меня соревнования, не успеваю возить его на тренировки. В зал со мной ходит, чтобы дома не сидеть. В 6 лет уже 10 раз подтягивается, небольшие гантельки поднимает, пресс качает, хотя я ничего этого не показывал. Главное, есть желание, а вырастет, сам определится, что ему по душе. Я познакомлю его со всеми спортивными направлениями, сейчас на футбол отправлю.

– Он был на твоих соревнованиях?

– Неоднократно. Смотрит на достижения спортсменов, все это в ярких эмоциях. Ему нравится, но надолго его не хватает, все-таки ребенок. Взрослым порой становится скучно наблюдать.

– Поделись дальнейшими спортивными планами?

– Пока есть силы и здоровье буду заниматься пауэрлифтингом, дальше хочу выступать, соперничать. Я всегда выхожу на помост с желанием. К сожалению, сейчас маловато мотивации, нет государственной поддержки в этом спорте, никаких поощрений, как, например, в других странах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно