До конца года государства планируют восстановить двустороннее соглашение о сотрудничестве, денонсированное Кыргызстаном в одностороннем порядке в 2015 году в знак протеста против присуждения премии осужденному по событиям 2010 года правозащитнику Азимжану Аскарову. Так же США вернут Кыргызстану активы на сумму 4, 6 млн долларов США, принадлежавшие семье экс-президента республики Курманбека Бакиева. Наконец, Агентство США по международному развитию (USAID) выделяет на проведение парламентских выборов 2020 года в Кыргызстане 2,5 млн долларов США…
Однако при этом республика имеет достаточно тесные двусторонние отношения и с Россией, и с Китаем, с которыми у США в последний год крайне натянутые отношения. Если с Россией у США «худой мир» практически постоянен, то с Китаем торгово – экономическая война выходит на новый уровень, затрагивающий не только работу корпораций, но и сотрудничество ученых двух стран, и даже туристические поездки. В этом контексте Кыргызстану будет крайне сложно придерживаться привычной политики «многовекторности», позволяющей республике существовать все эти годы на гранты и кредиты за счет реверансов в адрес крупных держав, имеющих разные идеологические концепции и разные цели для своего присутствия в Центральной Азии. И лавировать между США, Китаем, Россией и активизировавшимися в последний год – полтора в кыргызском направлении ОАЭ.
Кроме того, изменения в отношениях с Китаем произошли и у Кыргызстана – несмотря на высокую зависимость от него в виде 45% госдолга ( по данным на февраль 2019 года, именно столько Кыргызстан был уже должен Экспортно-импортному банку Китая, в долларовом эквиваленте сумма составляла 1 млрд 721,88 млн долларов США, прим.авт.). Определенную роль в этом сыграли и скандал с коррупционным компонентом с неудачной модернизацией ТЭЦ Бишкека, выполненной китайской компанией TBEA на средства от китайского же Экспортно-импортного банка, и недовольство населением республики выполнением работ китайских компаний по ремонту дорог в Бишкеке и регионах, и искусственно разжигаемые третьими силами антикитайские настроения в обществе, и смена главы диппредставительства КНР в КР в 2019 году – впервые посольство Китая в республике возглавила женщина. Госпожа Ду Дэвэнь сделала в начале своей миссии громкое заявление в отношении необходимости защиты своих граждан на территории КР от вымогательства и коррупции на высшем уровне. Отметив, что у Китая есть и свои проблемы, и свои бедные граждане, однако Китай при этом все же помогает Кыргызстану.
Будет ли реализовано предупреждение главы дипмиссии КНР в КР по поводу того, что Китай будет впредь строго защищать своих бизнесменов от нападок и от коррупции со стороны кыргызских граждан? Могут ли последовать за этим какие-то санкции в виде отказа от помощи Кыргызстану в каких-то сферах, в реализации ряда инфраструктурных и экономических проектов на территории КР, куда сейчас включен китайский капитал, или через «ОПОП»? И есть ли вероятность, что Кыргызстан станет площадкой для конкуренции Вашингтона и Пекина?
Демократия против гармонии
По мнению политолога Марса Сариева, тесное сотрудничество Кыргызстана и Китая будет продолжаться и впредь. Правда, с небольшими поправками – исходя из выступления госпожи посла Ду Дэвэнь в начале мая, отношения между странами будут строиться строго на принципах прозрачности и законности (ранее, к слову, особенно не декларируемых, прим. авт.).
«Новый посол Китая озвучила стратегию Китая, которая концептуально отличается от той политики, что Китай проводил до ее приезда в Кыргызстан. Полагаю, что аналитические структуры, проанализировав ее речь, сделают соответствующие выводы. Тем более, что китайское присутствие в Кыргызстане имеет проблемные вопросы, связанные с реконструкцией ТЭЦ, строительством дороги Север-Юг…Традиционно Китай работал в Кыргызстане с властями и с политической верхушкой. И когда оказалось, что некоторые китайские компании, что напрямую работали с ТЭЦ Бишкека, имели коррупционные отношения с нашим высшим чиновничеством, возникло подозрение, что этот случай не единичен. Потому заявление нового посла Китая концептуально показало, что Китай стремится сделать взаимоотношения между странами прозрачными», – рассказал он в интервью News-Asia.
Кроме того, будет перестроена повестка, относящаяся к концепции «Один пояс – один путь».
«Концепция «ОПОП» пробуксовывает в других странах – Малайзии, Пакистане, Шри - Ланке и даже в Африке, и глобальные, коммуникационные проекты сейчас пересматриваются. Китай дает кредиты, которые невозможно будет вернуть ( что уже перестало устраивать ряд стран, в частности, ближайший Таджикистан, который был вынужден за свою модернизацию ТЭЦ «Душанбе-2» компанией TBEA в кредит от Эксимбанка и Банка развития Китая отдать Пекину золоторудное месторождение «Верхний Кумарг» в Согдийской области, прим.авт). И потому Китай пересматривает эту концепцию. Еще один новый подход – Китай по заявлению посла предлагает сделать упор на экологичность своей деятельности в КР», – отмечает Марс Осмонкулович.
В целом же Кыргызстан и Китай по его прогнозам ждет еще большее сближение. Как по линии геополитических объединений (где Китай сможет поспособствовать обеспечению безопасности в Центральной Азии), так и в двустороннем формате. Курс на это будет задан на грядущем бишкекском саммите ШОС.
Поэтому Кыргызстан снова оказывается площадкой для противостояния интересов двух держав в политическом отношении. Оба государства – соперника будут претендовать на умы элиты и обычных граждан. И пока США удается лидировать.
«Конечно, США по-прежнему заинтересованы в развитии демократии западного образца в Центральной Азии, поэтому они внимательно приглядываются к президентским выборам в Казахстане, и к парламентским – в Кыргызстане. Идет борьба за умы элиты и за умы народа – не за территорию или ресурсы. Переформатирование Ближнего Востока, вторжение в Ирак, ливийский сценарий – здесь это не пройдет. Поэтому работа идет тоньше, на уровне концепций. Пока мы выбираем западный путь развития – индивидуализм, предпринимательство, Китай предлагает свой – авторитарный режим, коллективизм и так далее. Но элита Центральной Азии уже в основном выращена США, притом не одно ее поколение. США в рамках продвижения демократии и прозрачности выборов по западному образцу дают Кыргызстану 2, 5 млн долларов США, поддерживая гражданское общество КР, построенное по западному образцу и взращенное на грантовые западные деньги. А Китай, учитывая свои ошибки и проигрыш информационной войны в Центральной Азии, фундаментально меняет свой подход, делая упор на гармонию, соблюдение экологических норм, и на беспощадную борьбу с коррупцией ( словом, на все то, в чем ранее обвиняли предпринимателей из Поднебесной в КР, прим.авт)», – заключил Сариев.
Нечего предложить?
Совсем иной взгляд на ситуацию у политолога Дениса Бердакова. По его мнению, Кыргызстан для Китая, мягко говоря, малоинтересен – если только в качестве некой стабильной транзитной территории по соседству, откуда в Китай не могут попасть представители МТО. Большой и средний бизнес Китая мало заинтересован в присутствии на территории Кыргызстана. Зациклившись на реэкспорте и торговле товарами из Китая на крупных рынках рода «Дордоя», Кыргызстан не развивался инфраструктурно и технологически. И потому серьезные предприниматели просто не рассматривают республику в качестве делового партнера или места для вложения инвестиций. А значит, и какого-то «рычага давления» через совместные проекты особо у Китая нет.
«На мой взгляд, отношения между двумя нашими странами будут складываться стабильно, без каких-то резких движений и изменений. Понятно, что к ШОС Си Цзиньпин выделит какой-то грант от 30 до 50 млн долларов США на поддержание экономики или на инфраструктурное строительство в Кыргызстане. Если говорить о каких-то более крупных проектах, то, на мой взгляд, в стадии, имеющей право на реализацию – четвертая ветка «D» газопровода, которая будет идти через Кыргызстан. Готовность высокая, Кыргызстан предоставляет землю и получает деньг за транспортировку газа. Но мой взгляд, проект вполне жизнеспособен и реализуем. Этот проект приносит нам то, что Китай
Однако Кыргызстан все же, по мнению эксперта, представляет интерес и для Китая, и для США, и для других крупных геополитических игроков. В новой для себя цифровой сфере. И уже в качестве потенциальной «боевой единицы» в битве технологий – пусть и очень малой.
«Противостояние между США и Китаем в Центральной Азии вполне возможно. Уже очевидно, что Кыргызстан интересен как точка влияния на Китай. Здесь пересекаются интересы России, США, Великобритании, Турции, ОАЭ и Китая. С точки зрения США и Европы Кыргызстан – форпост Китаю, на фоне антикитайской торговой войны и борьбы технологий. Война за цифровое будущее региона идет уже последние три года – борьба идет за то, на какой базе, с каким софтом, на каком железе, с чьими технологиями будут строиться мобильные сети, 5G, цифровое государство и так далее. Победят корпорации ли США, российский ли ВПК, китайские ли корпорации – они получат значительный контроль над этими системами. По линии цифровизации Кыргызстан интересен России, США, Европе, Китаю – все пытаются получить этот кусочек пирога, который с точки зрения бизнеса даже неокупаем, но с точки зрения влияния выгоден. Китай хочет расширить вокруг себя зону технологического господства, где будет контролировать видеокамеры, софт, продукцию, соцсети, корпорации США и корпорации РФ так же предлагают свои аналоги…Словом, мы вступили в новую эпоху – эпоху цифровой холодной войны. Раньше принадлежность страны к какой-то из сторон в войне определялась тем, у кого она покупает ресурсы - нефть, газ. Сейчас она определяется тем, на каком софте она работает, какими социальными сетями, через которые можно контролировать настроение общества и влиять на него, страна пользуется. Какими платежными картами и банковскими стандартами пользуются ее граждане и бизнесмены… В этом плане Кыргызстан Китаю интересен. И в региональном аспекте это очень важно», – резюмировал Бердаков.