В конце июля исполнилось ровно 100 дней с того момента, как впервые за историю страны премьер-министр Сапар Исаков и его кабмин были отправлены в отставку благодаря вотуму недоверия в парламенте. В кресле Исакова сменил Мухаммедкалый Абылгазиев, чью команду депутаты окрестили «старым новым кабмином» и «б/у правительством» за счет того, что практически все новоназначенные чиновники уже имели опыт работы «наверху» и не всегда этот опыт приносил государству эффективные решения и практическую пользу.
За восемь месяцев текущего года, три из которых пришлись на новый кабмин, экономические показатели перестали радовать. По итогам первого полугодия 2018 года рост ВВП в республике составил всего лишь 0,1%, начался рост цен на продукты питания и топливо, за которым не успевают зарплаты бюджетников и социальные выплаты, а об инвесторах и развитии производства в стране остается лишь мечтать... Однако в правительстве пытаются победить трудности и ведут работу по сохранению мира в Кыргызстане и стабилизации обстановки.
«АиФ - Кыргызстан» собрал пять громких, спорных и неоднозначных инициатив кабмина и премьера Мухаммедкалыя Абылгазиева, которые затронут кыргызстанцев в ближайшем будущем.
Охота на инвестора
Прежде всего, они коснулись ахиллесовой пяты Кыргызстана – инвестиционной привлекательности. С большим трудом после двух революций Кыргызстан оправился от репутации нестабильной республики, в которой вести бизнес может быть весьма опасно для жизни и для банковского счета. Но стать раем инвесторов у страны не вышло, несмотря на реформы законодательства. Сыграла роль не только скандальная история с Верхне-Нарынским каскадом ГЭС, который стал объектом раздора Кыргызстана сначала с российским ПАО «РусГидро», потом с чешской «Liglass Trading CZ, SRO». Но и отношение ко многим инвесторам в регионах на местах, как к дойной корове и объекту вымогательства. В результате чего в 2017 году в республику, по данным отдела статистики инвестиций Национального статистического комитета КР, вложили извне 536 млн долларов США – на 223 млн долларов меньше, чем в 2016 году. А уже в 2018 году по итогам 1 квартала приток прямых иностранных инвестиций в сравнении с аналогичным периодом 2017 года сократился на 22,4%, составив 118,7 млн долларов США. Отток же средств из республики составил 247 млн долларов США, превысив уровень притока на 128,3 млн долларов США. Масла в огонь подлил и крупный конфликт в горнодобывающей промышленности в апреле 2018 года на месторождении Макмал в Джалал-Абадской области. Население нескольких сел, возмущенное тем, что ОсОО «Джи Эл Макмал Девелопинг» начало строительство новой золотоизвлекательной фабрики без учета их мнения, после нескольких предупреждений просто разгромило ее – возмущенные люди подожгли здания, а так же уничтожили всю технику и оборудование. После при расследовании беспорядков был выявлен ряд нарушений не только со стороны погромщиков, но и со стороны госорганов: следственными органами ГКНБ было возбуждено уголовное дело по статьям «Злоупотребление должностным положением» и «Злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций» УК КР, началось следствие. Сейчас вопросы, касающиеся экологической безопасности и охраны окружающей среды, а также социального пакета со стороны инвесторов для жителей Тогуз-Тороуского района прорабатываются коллегиально: с участием кыргызской официальной стороны в лице чиновников, представителей инвесторов и представителей местных сообществ. Этот опыт собираются применять и в других крупных инвестпроектах. Однако инвесторов, вновь увидевших по телевизору и в Сети разъяренных людей, громящих чужое имущество, в которое вложены немалые средства, в республику теперь ничем не заманить. Поэтому премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев не только озвучил стандартные призывы к благоустройству инвестиционного климата и борьбе с коррупцией в стране, но и обратился за помощью к международному сообществу. В частности, сейчас ведутся переговоры с представителями Всемирного банка по обеспечению финансовыми и донорскими ресурсами Джалал-Абадской, Ошской и Иссык-Кульской областей. В целом же по задумке Абылгазиева до 2023 года годовой объем инвестиций по регионам должен составлять 300 млн долларов США в каждой области КР, притом упор должен быть сделан на прямые инвестиции.
Все в частные руки
Критике при новом правительстве подверглась и деятельность акционерных обществ с госдолей и госпредприятий, входящих в вотчину Фонда по управлению госимуществом. 878 госпредприятий и АО с госдолей за 2017 год принесли в казну КР только… 266 млн сомов, или же 3,9 млн долларов США. Из 98 же полностью государственных предприятий, о которых известно, что они малорентабельны или нерентабельны вовсе, деятельность 23 предприятий является загадкой: о ней нет никаких отчетов. Низкую эффективность управления госпредприятиями премьер Абылгазиев предложил ликвидировать с помощью продажи убыточного госимущества через программу приватизации. Полученные же средства – пустить на поддержку бизнеса с помощью выдачи льготных кредитов и других механизмов. Так же сейчас в госпредприятиях проходит проверка, которая выявит истинную рентабельность госкомпаний, самые слабые из них будут реорганизованы или ликвидированы вовсе.
Только и разговоров, что о «Кумторе»
Грядут в обозримом будущем и реформы в части работы канадской компании «Centerra Gold Inc.» на руднике «Кумтор» - крупнейшем высокогорном золоторудном месторождении не только на территории КР, но и во всей Центральной Азии, и считающимся вторым в рейтинге высокогорных золоторудных месторождений в мире. В конце июня спикер парламента Дастан Джумабеков заявил, что правительство под руководством Абылгазиева готовит новый проект соглашения по работе компании на территории «Кумтора». После чего документ будет вынесен на рассмотрение парламентом.
Последняя редакция Соглашения об охране окружающей среды и развитии инвестиций помогла разрешить череду арбитражных и экологических тяжб с участием инвесторов, и была подписана предшественником Абылгазиева Сапаром Исаковым и прошлым кабмином в сентябре 2017 года. По соглашению, ежегодный экологический платеж Кыргызстану увеличился с 310 тысяч долларов США до 3 млн долларов США. Так же «Centerra Gold Inc.» обязалась выделить 50 млн долларов США на новый Фонд развития природы, 10 млн долларов США - на Фонд развития онкологической службы, плюс обязалась ежегодно выплачивать по 6 млн долларов США в Фонд рекультивации проекта «Кумтор». Взамен Кыргызстан отказывался от всех судебных разбирательств, снимал все действовавшие ограничения с сотрудников рудника, остался так же в силе и договор 2009 года, согласно которому канадская компания будет вести работы на руднике до 2059 года. Кроме того, вскоре после подписания соглашения в ноябре 2017 года были внесены поправки в Водный кодекс КР, позволяющие промышленную деятельность вблизи ледников Давыдова и Лысый, что вызвало возмущения общества и экологов. Исаков называл новое соглашение «стратегически выгодным», как и его последствия, однако ряд парламентариев называл его предательским, и не соответствующим интересам республики. Не в последнюю очередь потому, что подписан документ был исключительно правительством, парламент к его анализу и к принятию решения о целесообразности соглашения для КР не допустили. Сейчас же соглашение от сентября в силу не вступило – для этого и Кыргызстану, и канадцам необходимо выполнить ряд предварительных условий, которые кыргызская сторона пока затягивает.
Молчание – золото?
Если три вышеперечисленные инициативы и их последствия касались всех жителей республики, то эта – только бишкекчан. Речь идет о том, что премьер-министр Абылгазиев не воспользовался своим правом выдвижения и рекомендации претендента на кресло мэра города Бишкек. Прежний глава муниципалитета Албек Ибраимов был уволен Абылгазиевым после удивительного единодушия депутатов горсовета, которые проголосовали единогласно за вотум недоверия мэру, ушедшему в отпуск. В тот же день Ибраимова арестовали и препроводили в ГКНБ, ему инкриминировали коррупцию, махинации с земельными участками и ненадлежащее использование служебного положения. А БГК – большинству и оппозиции, а так же премьеру, предстояло выдвинуть кандидатуру будущего градоначальника, выборы которого были назначены на 8 августа. Однако чуда в виде выдвижения нескольких кандидатур не случилось. Тем самым, даже иллюзии демократичности выборов градоначальника у бишкекчан, не имеющих права выбора «отца города» самостоятельно, не осталось. Единственный же кандидат от большинства БГК в лице партий СДПК, «Кыргызстан», «Мекеним Кыргызстан» и «Онугуу-Прогресс» - Азиз Суракматов. Архитектор и юрист, экс-парламентарий от «Ата Журта», находившийся в бытность законотворцем в списке «прогульщиков», экс-чиновник муниципалитета ( бывший в кресле заместителя начальника Бишкекглавархитектуры) и экс-глава БГК ( с 2008 по 2010 годы), восторга у горожан не вызывает. Благодаря тому, что его семья имеет бизнес, который может отражаться на принятии решений по проекту плана детальной планировки города, доработанный вариант которого ляжет на стол к мэру и будет представлен народу уже осенью - крупную строительную компанию «Елизавета». Ходят в кулуарах и слухи и о том, что ближние родственники Суракматова, имеющие разные с ним фамилии, тоже занимаются строительством и имеют либо доли, либо весомые должности вплоть до руководства в нескольких компаниях, массово возводящих в Бишкеке многоэтажки… Поскольку альтернативы от премьера и от оппозиции БГК нет, есть большая вероятность, что градоначальником станет лоббист застройки города многоэтажками и перекройки, что отнюдь не радует бишкекчан, чьи дома при этом могут пойти под снос без должной компенсации. И не добавляет премьеру народной любви. Как и следующий шаг.
«Подмоченная» репутация
Мухаммедкалый Абылгазиев в конце июля поручил правительству рассмотреть и проанализировать необходимость пересмотра тарифов за услуги по обеспечению питьевой водой населения. Полученная сумма «сверху» пойдет на поддержку имеющейся инфраструктуры и на обеспечение чистой водой регионов, программа обеспечения коих питьевой водой «Таза суу» с треском провалилась ранее благодаря стремлению чиновников всех уровней к обогащению за счет государства. Сейчас же в этом направлении работают новые соглашения, и, по данным Департамента развития питьевого водоснабжения и водоотведения Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию проектов по реабилитации и строительству систем питьевого водоснабжения в 653 селах из 1860 населенных пунктов КР потребуется 438,6 млн долларов США. В 386 селах Кыргызстана их придется строить с нуля: водоснабжения там не было никогда, даже во времена СССР. А после завершения реализации Стратегии развития питьевого водоснабжения и водоотведения, реализуемой в кредит, Кыргызстан обязуется выплатить партнерам (Всемирный банк, Исламский банк развития, АБР и ЕБРР) вложенные средства. К слову, для того, чтобы воплотить Стратегию полностью в жизнь, по данным профильного Департамента, необходимы еще 200 млн долларов США, которых у страны нет и сейчас ведутся переговоры с международными организациями – в частности, с Детским фондом ООН-ЮНИСЕФ, ПРООН, и Европейским инвестиционным банком – об их выделении. Словом, оставить тарифы на прежнем уровне нельзя – ни в Бишкеке, ни в будущем по Кыргызстану.
-… В Год развития регионов правительство приложит все усилия для того, чтобы каждый житель страны имел доступ к водоснабжению. Ошибки, допущенные ранее в ходе реализации программы «Таза суу», не должны повториться, - заверил премьер. - … Необходимо рассмотреть необходимость пересмотра тарифов за услуги по обеспечению питьевой водой. К примеру, один кубометр воды, а это тысяча литров, обходится жителю Бишкека в 5,38 сома, тогда как себестоимость услуги - 7,70 сома. Литр воды в пластиковой бутылке стоит больше 20 сомов. Так быть не должно. Необходимо проводить разъяснительную работу с населением. Если мы хотим повсеместно улучшить систему водоснабжения, то вопрос пересмотра тарифов будет неизбежным. Собранные средства будут направлены на строительство и реабилитацию существующей инфраструктуры для обеспечения всех регионов страны чистой питьевой водой.
Однако само население отнеслось к идее скептически – искренне сомневаясь в том, что средства от повышения тарифов уйдут именно туда, куда решил премьер, а не разольются по высокопоставленным и не очень карманам.
Словом, репутация у кабмина сложилась не самая положительная, меж тем на кону два ожидаемых события, способных в корне изменить общественное мнение. Это третьи Всемирные игры кочевников со 2 по 8 сентября и запуск работы многострадальной ТЭЦ в осенне-зимний период 2018-2019. Бишкекчане от души надеются, что нового коллапса и череды аварий на стратегическом объекте в ближайшую зиму не будет, и город возглавит мэр, работающий хоть немного, как его предшественник, в интересах народа, а не семьи и клана. Иссык-кульцы надеются на порядок во время масштабного мероприятия и на безопасность во время его проведения. А кыргызстанцы, не живущие в Иссык-Кульской области – что им не придется класть зубы на полку в ожидании зарплат в бюджетных организациях и социальных выплат благодаря масштабному культурно-спортивному торжеству.