aif.ru counter

Студенты считают, что преподавателям вузов необходимо пройти допподготовку

К нынешнему положению у молодых людей есть ряд претензий.

Владимир Банников / aif.kg

В уже далёком 2011 году Кыргызстан принял важное решение о переходе на двухуровневую систему получения высшего образования. В вузы внедрили Болонскую систему, которая, согласно амбициозным планам, должна была открыть перед кыргызстанцами новые горизонты и даже стать рычагом для искоренения коррупции.

По евростандартам

С тех пор выпустились тысячи бакалавров – студентов, окончивших первую ступень высшего образования. Часть из них, опасаясь проблем с трудоустройством, поступила в магистратуру, другая без проблем нашла работу с дипломом, который многие продолжают считать «не полным». Так стало ли важное решение правительства о внедрении образовательных новшеств судьбоносным? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко понимать, что представляет собой Болонская система и как она реализуется в Кыргызстане.

Болонская декларация была подписана в 1999 году министрами 29 европейских стран. Целью инициативы было создание единого пространства высшего образования в мире. Одно из основных преимуществ системы – самостоятельный выбор студентом преподавателя и предметов. Университет, в свою очередь, предоставляет набор кредитных часов (занятий) в течение года, которые студент выбирает и посещает. За год учащиеся должны набрать 60 кредитов и не менее 240 за 4 года обучения в вузе. Примечательно, что европейские студенты могут продолжить учёбу в вузах другой страны, не теряя при этом кредитов, а диплом выдаётся единого образца с тем, чтобы выпускники смогли получить работу в европейских компаниях. Задумка пришлась многим по душе, однако перспективы её реализации в странах постсоветского пространства показались многим сомнительными. Впрочем, противникам Болонской системы осталось только тяжело вздохнуть: в 2003 году к ней присоединилась Россия, в 2005 на новую систему перешли вузы Армении, Азербайджана и Украины, с 2010 года бакалавров выпускает Казахстан. В августе 2011 года занимавший на тот момент пост премьер-министра Алмазбек Атамбаев подписал постановление, после которого бакалавры и магистры появились в Кыргызстане.

С тех пор минуло почти 7 лет. Аудитории университетов так и не приобрели европейского облика, многие абитуриенты и студенты начальных курсов при слове «кредит» думают о банке, а не о Европе, да и преподаватели сетуют: система в полной мере не работает, только часы, отведённые под дисциплины, теперь сокращены. Большим вопросом остаётся и признание диплома кыргызстанских вузов европейскими странами: местные академические часы, отнюдь, не дублируют западные. Программы обмена студентами изредка встречаются, но вовсе не на том уровне, о котором говорили ранее.

Глас молодёжи

В преддверии важного для тысяч абитуриентов времени – поры поступления в университеты,

представители Молодёжного парламента провели опрос, целью которого стало выявление качества Болонского образования, а также готовности местных преподавателей к работе в этой системе. По словам представительницы организации Абилайым кызы Айдины, соцопрос был проведён в 5 вузах столицы – КГНУ, КГМА, БГУ, КГЮА, МУКе. В период с 15 мая по 15 июля 600 студентов ответили на ряд вопросов о Болонской системе, в том числе, о имеющихся в ней недочётах. Примечательно, что что о самой системе знают лишь 52 процента респондентов.

Те студенты, которые о Болонской системе слышали, в числе её плюсов отметили ту самую кредитную систему (57 % опрошенных) и составление учебного расписания (49 процентов).

Следующие данные вызывают лёгкое недоумение: 64 процента опрошенных отметили, что их вузы спорную систему не практикуют.

Довольно большое количество респондентов (67 процентов) считают, что у преподавателей недостаточно знаний о Болонской системе, 64 процента из них выразили мнение, что преподавательскому составу следует пройти дополнительную подготовку.

Недостатки в самой системе нашли 45 процентов опрошенных, из них 51 процент пожаловался на отсутствие инфраструктуры в аудиториях.

Отметим, что в первый год введения Болонской системы образования ряд государственных деятелей говорил о том, что с её помощью можно будет сократить коррупцию в учебных заведениях.

Вопрос о коррупции члены Молодёжного парламента также включили в опросник.

Если верить ответам студентов, то ситуация со взятками лучше не стала: 51 процент опрошенных сообщили, что коррупция в их вузах есть, 42 процента сталкивались с нею лично.

Ставки, как отметили 48 процентов респондентов, колеблются от 500 до 1000 сомов, 22 процента сообщили о 500, а 16 процентов указали, что суммы превышают тысячу сомов.

Данные опроса обнажили и другую проблему - хвалёную возможность продолжить обучение в вузах других стран. 59 процентов опрошенных указали, что информацией о стипендиальных местах в заграничных университетах не обладают, большинство не верит в то, что эта процедура может пройти «чисто».

Отметим, что руководство университетов с результатами пока не ознакомлено –члены Молодёжного парламента планируют провести круглый стол с участием сотрудников Минобраза и представителей вузов в сентябре этого года. В планах представить полученные данные и в Жогорку Кенеш, вот только изменится ли что-то в том, что 7 лет «пробуксовывает» на месте?

Справка: Молодёжный парламент - коллегиальный орган, который работает в тесном контакте с национальным парламентом. Цель организации – построение диалога между Жогорку Кенешем и активной молодёжью страны.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. На каких перекрестках Бишкека камеры будут следить за нарушениями ПДД?
  2. Как не попасться на уловки экстремистов и террористов в соцсетях?
  3. Можно ли получить бесплатный участок земли близ села Маевка?
  4. Имеют ли право иностранцы выступать в роли доноров крови в КР?
  5. Куда обращаться, если рядом пожилой человек, которому необходима помощь?