Примерное время чтения: 5 минут
494

Студенты считают, что преподавателям вузов необходимо пройти допподготовку

Владимир Банников / aif.kg

В уже далёком 2011 году Кыргызстан принял важное решение о переходе на двухуровневую систему получения высшего образования. В вузы внедрили Болонскую систему, которая, согласно амбициозным планам, должна была открыть перед кыргызстанцами новые горизонты и даже стать рычагом для искоренения коррупции.

По евростандартам

С тех пор выпустились тысячи бакалавров – студентов, окончивших первую ступень высшего образования. Часть из них, опасаясь проблем с трудоустройством, поступила в магистратуру, другая без проблем нашла работу с дипломом, который многие продолжают считать «не полным». Так стало ли важное решение правительства о внедрении образовательных новшеств судьбоносным? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко понимать, что представляет собой Болонская система и как она реализуется в Кыргызстане.

Болонская декларация была подписана в 1999 году министрами 29 европейских стран. Целью инициативы было создание единого пространства высшего образования в мире. Одно из основных преимуществ системы – самостоятельный выбор студентом преподавателя и предметов. Университет, в свою очередь, предоставляет набор кредитных часов (занятий) в течение года, которые студент выбирает и посещает. За год учащиеся должны набрать 60 кредитов и не менее 240 за 4 года обучения в вузе. Примечательно, что европейские студенты могут продолжить учёбу в вузах другой страны, не теряя при этом кредитов, а диплом выдаётся единого образца с тем, чтобы выпускники смогли получить работу в европейских компаниях. Задумка пришлась многим по душе, однако перспективы её реализации в странах постсоветского пространства показались многим сомнительными. Впрочем, противникам Болонской системы осталось только тяжело вздохнуть: в 2003 году к ней присоединилась Россия, в 2005 на новую систему перешли вузы Армении, Азербайджана и Украины, с 2010 года бакалавров выпускает Казахстан. В августе 2011 года занимавший на тот момент пост премьер-министра Алмазбек Атамбаев подписал постановление, после которого бакалавры и магистры появились в Кыргызстане.

С тех пор минуло почти 7 лет. Аудитории университетов так и не приобрели европейского облика, многие абитуриенты и студенты начальных курсов при слове «кредит» думают о банке, а не о Европе, да и преподаватели сетуют: система в полной мере не работает, только часы, отведённые под дисциплины, теперь сокращены. Большим вопросом остаётся и признание диплома кыргызстанских вузов европейскими странами: местные академические часы, отнюдь, не дублируют западные. Программы обмена студентами изредка встречаются, но вовсе не на том уровне, о котором говорили ранее.

Глас молодёжи

В преддверии важного для тысяч абитуриентов времени – поры поступления в университеты,

представители Молодёжного парламента провели опрос, целью которого стало выявление качества Болонского образования, а также готовности местных преподавателей к работе в этой системе. По словам представительницы организации Абилайым кызы Айдины, соцопрос был проведён в 5 вузах столицы – КГНУ, КГМА, БГУ, КГЮА, МУКе. В период с 15 мая по 15 июля 600 студентов ответили на ряд вопросов о Болонской системе, в том числе, о имеющихся в ней недочётах. Примечательно, что что о самой системе знают лишь 52 процента респондентов.

Те студенты, которые о Болонской системе слышали, в числе её плюсов отметили ту самую кредитную систему (57 % опрошенных) и составление учебного расписания (49 процентов).

Следующие данные вызывают лёгкое недоумение: 64 процента опрошенных отметили, что их вузы спорную систему не практикуют.

Довольно большое количество респондентов (67 процентов) считают, что у преподавателей недостаточно знаний о Болонской системе, 64 процента из них выразили мнение, что преподавательскому составу следует пройти дополнительную подготовку.

Недостатки в самой системе нашли 45 процентов опрошенных, из них 51 процент пожаловался на отсутствие инфраструктуры в аудиториях.

Отметим, что в первый год введения Болонской системы образования ряд государственных деятелей говорил о том, что с её помощью можно будет сократить коррупцию в учебных заведениях.

Вопрос о коррупции члены Молодёжного парламента также включили в опросник.

Если верить ответам студентов, то ситуация со взятками лучше не стала: 51 процент опрошенных сообщили, что коррупция в их вузах есть, 42 процента сталкивались с нею лично.

Ставки, как отметили 48 процентов респондентов, колеблются от 500 до 1000 сомов, 22 процента сообщили о 500, а 16 процентов указали, что суммы превышают тысячу сомов.

Данные опроса обнажили и другую проблему - хвалёную возможность продолжить обучение в вузах других стран. 59 процентов опрошенных указали, что информацией о стипендиальных местах в заграничных университетах не обладают, большинство не верит в то, что эта процедура может пройти «чисто».

Отметим, что руководство университетов с результатами пока не ознакомлено –члены Молодёжного парламента планируют провести круглый стол с участием сотрудников Минобраза и представителей вузов в сентябре этого года. В планах представить полученные данные и в Жогорку Кенеш, вот только изменится ли что-то в том, что 7 лет «пробуксовывает» на месте?

Справка: Молодёжный парламент - коллегиальный орган, который работает в тесном контакте с национальным парламентом. Цель организации – построение диалога между Жогорку Кенешем и активной молодёжью страны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно