Делегаты обсудили состояние педагогической науки, подготовку и переподготовку кадров, новые подходы в обучении детей. Кроме того, педагогам презентовали интересные российские проекты. В ходе работы секции, учёные и педагоги обсудили вызовы, проблемы и подходы к формированию безопасности образовательной среды на уровне школьного образования в странах Содружества.
Книги в руки
Во время съезда прошла педагогическая мастерская, организованная Россотрудничеством. «Наши дети мало читают», - практически в один голос заявили её участники во время круглого стола.
«Раньше совместное чтение книг в семье было поводом для интересного разговора. Но постепенно на смену живому общению пришло общение виртуальное. Где теперь наши дети получат социальные навыки и эмоциональный опыт, если вместо общения с родителями, друг с другом и книгой, они будут «зависать» в Интернете?» - задаётся тревожным вопросом учитель из белорусской гимназии г. Осиповичи Татьяна Амбрушкевич.
Впрочем, педагоги-русисты поделились друг с другом некоторыми приёмами, с помощью которых они приобщают школьников к художественной литературе. Например, учитель бишкекской школы-лицея №17 Дарья Симакова уверена, что детей от чтения отпугивают непонятные слова.
«Это причина апатии, неспособности к пониманию текста и выражению своих мыслей. Поэтому я призываю учителей русского языка и литературы во время чтения с детьми пользоваться толковыми словарями», - делится преподаватель.
Её коллега из Международного научно-образовательного комплекса «Лицей Шикараци» (Армения) Элина Шакарян использует другой метод. Он позволяет не только привить интерес к чтению, но и развивает у ребёнка креативное и аналитическое мышление.
«Я не заставляю детей механически запоминать текст. Вместо этого они глубоко анализируют прочитанное. После чего готовят сочинение, делают доклад или пишут письмо автору», - говорит Шакарян.
На этой площадке каждый учитель почерпнул для себя что-то полезное. Но замдиректора нарынской школы-гимназии №2 Ольга Липеева считает, что наработки коллег из стран СНГ сложно применять в кыргызстанских реалиях, потому что в местных школах идёт усиленное сокращение часов русского языка и литературы.
«Это настоящая проблема. Например, в 5-6 классах сократили часы русского и литературы с 8 до 4 часов в неделю. В нашу школу приходят дети, которые совершенно не говорят по-русски. За 4 часа в неделю невозможно полноценно их научить, тем более учитывая переполненность наших классов», - поясняет педагог. - Здесь представили много потрясающих технологий и методологических наработок. Но нам придётся потрудиться, чтобы включить их в обучение.
Киноуроки морали
Дальнейшее обсуждение проблем образования проходило в городской школе-гимназии №68. Учебное заведение встретило делегатов настоящим представлением. Во дворе школы дети исполнили народный танец. А в фойе коллектив юных музыкантов виртуозно сыграл для гостей национальную мелодию на традиционных кыргызских инструментах. Это, несомненно, настроило педагогов на хороший лад. В стенах школы делегаты обсудили острые проблемы повышения квалификации и переподготовки педагогов.
Но самое интересное происходило в школе-гимназии №13. Здесь педагогам из Кыргызстана представили российские культурно-образовательные проекты. Один из них - «Киноуроки в школах России». Создатели «киноуроков» Виктор Меркулов и Елена Дубровская сняли 20 короткометражных фильмов для детей. Каждый посвящён определенному нравственному или духовному понятию.
«Через кинематограф дети знакомятся с милосердием, честностью, добротой, справедливостью. Проект - социальный и открытый. И если к нам присоединятся другие страны, то ребята смогут узнавать, как живут их сверстники за рубежом», - говорит Меркулов - продюсер проекта. - При этом дети выступают сопродюсерами фильмов. Это наша стратегия. Школьники для этого собирают макулатуру. Так они чувствуют свою сопричастность.
9 фильмов кинематографисты собираются подарить школам Кыргызстана и других стран СНГ, которые заинтересуются проектом. По словам режиссера и сценариста «Киношколы» Елены Дубровской, эти фильмы призваны воспитывать детей.
«Учителя получают и фильмы, и методические пособия, которые прошли огромное количество экспертиз. С этим набором можно проводить киноуроки. Фильм - это эмоциональный отклик. Методическое пособие - закрепление понятия. После применение понятия в жизни», - поясняет она.
Кинематографисты показали публике два фильма: «Адмирал» - о герое для подражания и «Великий» - об учителе музыки из Великого Новгорода. Зрители были в восторге.
«Сейчас, когда отовсюду льётся «чернуха», детей нужно учить смотреть позитивный контент. Они не приучены к этому. Но наши фильмы ребята смотрят с удовольствием. Они воспринимают глубокие понятия, готовы узнавать новое и преображаться», - добавляет Дубровская.
Также публике представили несколько учебников для детей-билингвов. Кыргызстанские педагоги заинтересовались книгами. Часто в столичные школы поступают дети, не владеющие русским языком. И им приходится преподавать русский как иностранный.
«В последнее время всё больше внимания уделяется созданию пособий для детей, которые проживают за рубежом, и изучают русский язык в системе дополнительного образования. Но дети, которые живут в странах ближнего зарубежья - точно такие же билингвы», - уверена московский издатель Лола Саматова. - Будущее наших детей зависит от того, насколько хорошо они будут владеть различными языками. Родной язык нужен для сохранения культуры, русский - для познавательной сферы и работы. Иностранный - для интеграции в мировое сообщество.