Примерное время чтения: 4 минуты
395

Обучение в перегруженной школе негативно отражается на здоровье учеников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41-42. АиФ-Кыргызстан 41-42 17/10/2018
Владимир Банников / aif.kg
Бишкек, 23 октября - Аиф-Кыргызстан.

А именно - с обеспечения школьников надлежащими условиями обучения, которые не вредят их здоровью. Сейчас же обучение в государственных школах Бишкека чревато для ребёнка его потерей или вредом -  виной тому большая скученность в классах и несоответствие школ стандартам СаНПиНа. Вызванное как изначальными нарушениями при строительстве, так и тем, что объектов для среднего обязательного образования в столице просто недостаточно, как бы радостно не рапортовали в Минобрнауки о том, что школы строятся, заполняются  и всё в этом отношении в порядке.

«В 2017/18 учебном году в школах занимались 150 157 учащихся при проектной мощности на 78205 мест, т.е. отмечается переуплотнённость на 192%», -  говорит Артур Буюклянов, главврач столичного Центра госсанэпиднадзора. -  Комплектация классов на 2017/18 учебный год была проведена без учёта гигиенических требований и санитарных норм. При норме наполняемости

классов не более 25-30 учащихся классы посещали 35-45 детей, особенно в начальных классах. Также, увеличилось количество класс-комплектов, что превысило вместимость общеобразовательных организаций, предусмотренных проектом. Учебные классы оборудуются в цокольных этажах, что запрещается санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Согласно пункту 27 СаНПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» приложение 6, утвержденному ПП КР №201 от 11.04.2016г., не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, помещения медназначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. Школы строятся без учёта количества детей, проживающих на территории,  закреплённой за школой. В связи с чем в учебных заведениях увеличивается количество учащихся в 2 раза от проектной мощности, это приводит к неправильной расстановке учебной мебели, переуплотнённости в классах и другим нарушениям. Наблюдается и недостаточность  посадочных мест в обеденных залах, санитарных приборов… Несоответствие строящихся новых школ требованиям СаНПиНа связано с тем, что при проектировании и строительстве школ с пищеблоками не направляются для экспертизы проекты и технологические части проектов в органы Госсанэпиднадзора. Это приводит к несоблюдению требований по набору помещений, поточности, количеству сантехнического оборудования, мебели и т.д., что в дальнейшем негативно сказывается на здоровье детей. Учебные расписания в школах города, гимназиях, лицеях составляются без учёта гигиенических требований, не учитывается сложность предметов и чередование, на первые и последние уроки ставят трудные предметы, бывают 7-е и сдвоенные уроки, сокращение времени на перемены между уроками. Также допускается начало учебного процесса с 7.30. часов в ряде школ,  в школах из-за переуплотнённости в классах дополнительно устанавливаются парты, в результате сокращаются расстояния между первыми рядами парт и классной доской, между последними партами и задней стеной, не соблюдается расстояние между рядами парт. В некоторых школах за партами, рассчитанными на двух человек, рассаживают по трое учащихся, а учебная мебель не соответствует росту и возрасту учащихся. Все вышеперечисленные нарушения негативно отражаются на состоянии здоровья детей, что подтверждается результатами медицинского осмотра.

Результаты, к слову, весьма плачевны. По данным ведомства, в 2017 году лидировали нарушения осанки (показатель 47,8 на 1 тыс. учащихся), нарушения зрения (41,6 на 1 тыс. учащихся), топ-3 замыкает сколиоз - 23,9 на 1 тыс. учащихся. В числе наиболее частых патологий учащихся в школах бишкекчан так же есть проблемы с ЦНС (16,6 показателей на 1 тыс. человек) и эндокринные заболевания (13.0 показателей на 1 тыс. школьников). Есть и другие негативные последствия скученности - рост инфекционных заболеваний. Эпидемиологи отметили в минувшем году рост случаев острой кишечной инфекции (101 случай в 2017 году против 88 в 2016-м), ветряной оспы (495 случаев против 457 в 2016 году) и эпидемического паротита (37 случаев против 21 случая в 2016 году).  Зато по ещё двум излюбленным позициям «школьных инфекций» - вирусному гепатиту «А» и скарлатине медики зарегистрировали снижение (266 случаев в 2017 году вместо 289 в 2016-м и 11 случаев в 2017 году вместо 45 в 2016 году соответственно). Данных по 2018-му пока нет, исследование состояния здоровья и заболеваемости школьников продолжается, однако можно предположить, что лучше они, увы, не станут. Остаются открытыми вопросы о том, должно ли государство заботиться в каких условиях получают образование граждане республики, чьё здоровье - часть будущего Кыргызстана, и должно ли оно компенсировать нанесённый растущим организмам в школах вред? 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно