Примерное время чтения: 6 минут
130

Переход на рельсы «зелёного» развития может помочь КР вырваться из бедности

Владимир Банников / aif.kg

В Бишкеке прошёл первый обучающий тренинг на тему «Основы устойчивого развития и зелёная экономика» для госслужащих, а также представителей научного и экспертного сообществ, заинтересованных социально-экономическим развитием и экологией страны. Организовал мероприятие Центр изучения окружающей среды и развития Американского университета в Центральной Азии.

Корреспондент «АиФ» побывала на тренинге и узнала у специалистов о проблемах и перспективах внедрения принципов устойчивого развития и «зелёной экономики» в стране.

Законодательная база

Кыргызстан наряду с другими странами ООН с 2016 года приступил к достижению 17 Целей Устойчивого Развития (ЦУР), направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех граждан. Впоследствии ЦУР стали основой программы правительства республики и сейчас вошли в проект Национальной стратегии по устойчивому развитию КР на 2020-2040 года «Таза Коом - Жаны Доор» («40 шагов в будущее»), который находится на стадии принятия. Программа направлена на достижение трёх глобальных задач - экономическое благосостояние, социальное благополучие и благоприятная безопасная среда.

По мнению преподавателя департамента экономики АУЦА Гульнары НУРИЕВОЙ в Кыргызстане осуществляется «политика слабого устойчивого развития», так как реализуемые меры основаны на принципе замещения одного капитала другим, чаще всего природного капитала физическим.

- Мы вырубаем деревья - природный капитал, но при этом строим дороги, то есть увеличиваем физический капитал. Однако, если посчитать последствия от вырубки для окружающей среды и нашего здоровья, получается, мы теряем общий объём фактического капитала в экономике. Люди теряют, например, здоровье, и не могут продуктивно работать. Политика «сильного устойчивого развития» подразумевает невозможность замены природного капитала каким-либо другим типом капитала - отмечает Гульнара Нуриева.

- Гульнара, одним из главных путей достижения устойчивого развития - «зелёная экономика», каковы перспективы её развития у нас?

- Наша страна уже подписала и ратифицировала ряд международных соглашений в этой области, а также завершил первую Национальную стратегию устойчивого развития, на стадии принятия НСУР, однако нет системного подхода в осуществлении принятых обязательств на местах. Одна из причин - это недостаточность знаний и компетенций у местного населения. Не происходит практического воплощения того, что пишется на бумаге, реализуются лишь отдельные небольшие проекты.

С ней согласна и специалист по окружающей среде Марина КОВАЛЕВА.

- Готов ли Кыргызстан двигаться в «зелёном» направлении?

- На уровне разработки и принятия Государственных программ - да, хотя 100-процентной готовности нет ни в одной стране. Процесс требует больших изменений и затрат, притом не только финансовых. Чем больше людей охватывают эти перемены, тем тяжелее процесс. Очевидно, что если у человека голодные дети, он не будет думать о «зелёной экономике» или устойчивом развитии, его главная задача - накормить семью. С другой стороны, сегодня не все министерства и ведомства готовы к внедрению проектов в рамках НСУР. Переход не будет лёгким для любого государства, вне зависимости от его экономического развития. Кыргызстан не может остаться в стороне, если стремится следовать «зелёным» тенденциям развития мирового сообщества.

Гульнара: - Кыргызстанцы достаточно гибки и мобильны. Одна из проблем состоит в том, что население действительно бедное, и у примерно 37% процентов нет возможности думать о глобальных стратегических целях. Однако, если государство создаст благоприятный инвестиционный  и деловой климат для «зелёных» проектов,  обеспечит их поддержку, то люди включатся в процесс, понимая, что это даст им возможность заработать.

Мода или необходимость?

Специалисты считают, что переход к «зелёной экономике» поможет стране улучшить экономическое положение и повысит конкурентоспособность местной продукции.

Марина: - На мировом уровне переход к «зелёной экономике» повлияет на имидж государства. Кыргызстан - небольшая страна, и если бы она сократила выбросы на 99%, это не оказало бы значительного эффекта в борьбе с глобальным потеплением, так как в стране нет такого интенсивного производства. Однако маленьких государств очень много, и общий суммарный эффект вносит свой вклад. У Кыргызстана, как у государства, есть своё конкурентное преимущество - потрясающая природа. Нам, одним из немногих, всё ещё удавалось сохранить некоторые части регионов в «диком» состоянии. Ещё одно преимущество - солнечный потенциал, который может способствовать развитию сектора солнечной энергетики.

Гульнара: - Продолжая мысль Марины, - ещё один сектор, который должен, безусловно, развиваться и способствовать достижению целей устойчивого развития - туризм. Нельзя не сказать и о сельском хозяйстве - одном из основных секторов экономики Кыргызстана, где занято более половины населения страны. Мы не можем конкурировать со многими странами в масштабном производстве продуктов агроиндустрии, однако должны развивать и расширять органическое производство, так как именно оно - наше конкурентное преимущество. Так могут создаваться рабочие места за счёт внедрения принципов «зелёной экономики».

Наравне с соседями

- Что вы можете сказать о развитии «зелёной экономики» в соседних странах?

Марина: - По мнению международных организаций, Казахстан, учитывая его ресурсный потенциал, может стать лидером в данном процессе в Центральноазиатском регионе. Роль и вклад России, одного из основных стратегических партнёров, может быть ещё значительнее.  Например, в своё время, именно ратификация Россией Киотского протокола (международное соглашение, обязывающее страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов), обеспечило его практическую реализацию. Кроме того, Россия подписала Парижское соглашение по климату, принятое в 2015 году по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата. КР также ратифицировала вышеназванные соглашения, но у нас нет таких крупных загрязняющих производств в отличие от соседних стран. Если рассматривать СНГ, темпы развития «зелёной экономики» в странах приблизительно одинаковые.

- КР - член ЕАЭС, не повлияет ли приверженность «зелёному» направлению на союз?

Гульнара: - У нас такая же политика устойчивого развития, как и в других государствах ЕАЭС. Противники евразийской интеграции говорят, что крупные зарубежные производители не дадут развиваться отечественному производству. Однако, если бы мы не вошли в  союз, то в любом случае надо было бы конкурировать с более сильными торговыми партнёрами. Другими словами, стране надо искать свою рыночную нишу, в каком бы союзе она не состояла. Для КР стратегически важно  развивать «зелёную» экономику».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно