aif.ru counter
76

Развитие рынка электромобилей в Кыргызстане набирает обороты

В июле нынешнего года правительство КР обнулило таможенные пошлины на ввоз электромобилей, дабы стимулировать импорт экологического транспорта. До 2020 года машины с электродвигателем можно беспрепятственно завозить в страну. Однако позволить себе эксплуатацию такого автомобиля может далеко не каждый и продажи электромобилей в Кыргызстане носят штучный характер. Тем не менее представители государственного и частного сектора считают потенциал использования электромобилей в республике хорошим.

Пора обновить автопарк

Тянь-Шаньский аналитический центр АУЦА изучил рынок электрических машин в КР. По оценочным данным исследования в стране около 200 троллейбусов, растущее количество двухколесных средств – велосипеды и скутеры, и приблизительно 40 электрокаров, хотя официально в ГРС зарегистрировано всего 4.

«По электрическим транспортным средствам нет официальной статистики. Даже в муниципалитете Оша не смогли ответить, сколько у них в городе троллейбусов. Мы запросили в ГРС данные о количестве машин в стране, однако нам ответили, что это государственный секрет. Поэтому в течение 3 месяцев мы изучали различные платформы и ресурсы, где продаются автомобили, посетили авторынок за городом, и также автомобильные салоны в Бишкеке. Исследование показало, что большинство машин здесь достаточно старые стоимостью ниже 10 тысяч долларов США. Средний возраст авто – 16 лет. Доминируют на рынке небольшие седаны. Вместе с тем люди, которые достаточно богаты, могут позволить себе ездить на крупных машинах, которые потребляют примерно 25 литров топлива на 100 километров. Для европейцев, к примеру, недопустимо выкидывать столько денег на топливо», – рассказал представитель ТАЦ АУЦА Божил Кондев.

По мнению исследователя, у Кыргызстана есть внушительный потенциал для развития сектора электромобилей. Главное преимущество – это низкая стоимость электроэнергии.

«В Европе высокая цена на электроэнергию является основным препятствием, но люди инвестируют в электромобили, потому что беспокоятся об экологии. Кыргызстанцы могут экономить на автомобилях. Допустим, средняя машина проезжает 100 километров в день, это будет стоить около 30-40 сомов, то есть дешевле, чем литр топлива. Конечно машина с двигателем внутреннего сгорания на такое же расстояние потребляет больше денег», – заметил он.

Дорогое удовольствие

В перспективе переход на массовое использование электрокаров выглядит привлекательно. К тому же на «зеленые» авто введена нулевая ставка таможенных пошлин и налогов до 2020 года. Однако электрокары не только дороже своих собратьев, но также имеют меньший запас хода, и требуют специальной инфраструктуры для зарядки батарей, которой сегодня в республике нет.

«Интерес рынка и клиентов к электрическим машинам есть, несмотря на отсутствие инфраструктуры. Устройство электрокара идентично обычному авто, с той лишь разницей, что есть электромотор, трансмиссия немного другая. Но этот электромотор ничем не отличается от того, который, допустим, установлен в стиральной машинке. При поломке можно заказать запчасти. Если батарея выйдет из строя, конечно, это проблема. Поддержанный рабочий аккумулятор с хорошим процентом жизни стоит около 3 тысяч долларов США. Но нет смысла менять всю батарею, можно заменить замкнувшую секцию – она стоит около 100 долларов США», – отметил Данияр Салякаев, директор столичного автосалона Intercar.

С необходимостью развивать экологический транспорт согласен и глава Института нанотехнологий Жарасул Абдураимов.

«Два-три года назад электромобили среднего класса стоили около 32 тысяч долларов США, сегодня цена опустилась до 22 тысяч. Многие крупные компании занялись производством электромобилей. Основная причина высокой стоимости электротранспорта – батарея. Однако и эта проблема постепенно решается. В Новосибирске уже начали производить батареи. Для стран-участниц ЕАЭС есть возможность приобретать их по себестоимости. В ближайшие три-пять лет электромобили будут активно появляться в республике», – заверил он.

Будущее автопрома

По словам Абдураимова, говорить о собственном производстве электромобилей в КР пока рано, так как нет соответствующих условий.

«Я как человек, проработавший более 35 лет в промышленности, знаю, что такое освоение новой продукции. Если мы сегодня начнем производить электромобиль, то только испытательная часть займет 10-15 лет. Но в стране нет даже своих испытательных стендов и автодромов. Мы можем получить лицензию ведущей компании, которая имеет свои марку, бренд и рынок и собирать автомобили. Это может поспособствовать дальнейшему прогрессу», – подчеркнул эксперт.

Альтернативный вариант развития электрокаров предложил председатель Совета ОАО «Гарантийный фонд» Малик Абакиров.

«Учитывая покупательную способность кыргызстанцев, целесообразно переоборудовать действующие автомобили с ДВС в электрокары. Наша компания уже в этом месяце может продемонстрировать первую модель переделанного авто, при этом максимальное прохождение его будет составлять около 160-200 километров. Это актуальное направление», – подытожил Абакиров.

Развитие рынка электрических автомобилей в Кыргызстане находится в зачаточном состоянии. Возможно, электромобили займут гораздо больший сегмент, чем сегодня, но определенно не заменят своих бензиновых собратьев.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Топ 5 читаемых