Примерное время чтения: 3 минуты
178

100 элечеков за час: в Кыргызстане возрождают национальные головные уборы

Владимир Банников / aif.kg
Бишкек, 27 июля - Аиф-Кыргызстан.

В Бишкеке идет подготовка к ставшему традиционным  международному фестивалю ремесел «Оймо». Мероприятие проходит в столице Кыргызстана и на побережье Иссык-Куля уже более 10 лет, и за это время стало визитной карточкой республики в календаре летних  туристических мероприятий Центральной Азии.  Фестиваль  в виде ярмарки и ряда развлекательных и познавательных мероприятий начнется уже завтра, 26 июля – по традиции, на площадке у кинотеатра «Ала-Тоо», а  31 июля переместится в Чолпон-Ату, где продлится до 5 августа. В 2018 году одной из изюминок фестиваля станет мероприятие, посвященное женскому традиционному головному убору кыргызок - элечеку. 

Добровольцы проекта «Kiyiz Duino»,  направленного  на возрождение и сохранение традиционных народных знаний по войлочному ремеслу и культурного пространства вокруг него проведут в четверг, 26 июля, флешмоб «100 элечек 1 саатта!» ( «100 элечеков за 1 час!», прим.авт). С  17.00 до 18.00 заранее записавшиеся желающие и гостьи мероприятия смогут примерить на себя элечек, и почувствовать себя кочевницами.

"Элечек состоит из длинной белой ткани - оромол, обматываемой вокруг головы женщины, шапки под оромол, ткани вдоль спины – аркалык, поверх заплетенных волос женщины, подбородника и косынки для укрытия шеи. Другие названия элечека: келек и илеки. Элечек носили во всех регионах современного Кыргызстана, каждый из них имел свои особенности по форме и способу обматывания", - отмечают в объединении, ставшем инициатором акции. -  Впервые элечек надевали невесте, и носили его в повседневной жизни. По виду элечека, по его украшениям можно было определить возраст женщины, из какого она рода. Мастерство обматывания элечека передавалось от матери дочери, от мастериц молодежи.

В условиях кочевой жизни ткань элечека использовали для разных целей: во время перекочевки тканью головного убора могли как обернуть родившегося в роду ребенка, так и использовать ее в качестве погребального савана, если кто-то умирал в пути. С приходом советской власти данный головной убор перекочевал в зарисовки этнографов, а позже, в независимом Кыргызстане, когда началась мода на возвращение к народным традициям и культуру предков, элечек оказался сильно потеснен атрибутами ислама - хиджабом и платком.

Отметим, что в современном кыргызском обществе нет единой точки зрения на данный женский атрибут. Сторонницы возрождения элечека  считают, что его ношение в реальности современной может стать  повседневным, а «чуждым кыргызскому народу головным уборам» - вполне достойной альтернативой. И свидетельством тому, что в Кыргызстане помнят и чтут свою историю и культуру. Противники головного убора считают, что несколько килограммов ткани современным кыргызкам на голове ни к чему и что традиция ношения элечека должна остаться лишь на этнокультурных мероприятиях и фестивалях да на поминках и свадьбах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно