Примерное время чтения: 8 минут
636

Исполняется 94 года с момента, как первый поезд прибыл на станцию «Пишпек»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Кыргызстан 32 08/08/2018
Предприятие «Кыргыз темир жолу» / aif.kg

Многие из них - машинисты, проводники, диспетчеры, путейцы проведут этот день на рабочих местах, ведь железная дорога ни на секунду не останавливается,  обеспечивая бесперебойную перевозку пассажиров и грузов. Благодаря добросовестному труду и профессионализму работников предприятия «Кыргыз темир жолу» развиваются международные связи, а также укрепляется промышленный потенциал страны.

Накануне праздника корреспондент «АиФ» поговорила с людьми, которые большую часть своей жизни посвятили железнодорожной отрасли.

Вагонная романтика

В поездах существует особая атмосфера, создание которой лежит на плечах проводников. Казалось бы, работа несложная: встретил пассажиров, проверил билеты, раздал постельное бельё, чай и можно спокойно ехать. Однако в обязанности вагоновожатого входит поддержание чистоты внутри вагона и снаружи. Дважды в день делается влажная уборка в салоне и четыре раза в санузлах. Собирается и выносится мусор на тех станциях, где это предусмотрено. По прибытии на станцию проводник должен обязательно протереть поручни, чтобы никто не испачкался. Загрузить уголь для топки в вагон с перрона, куда его подвозят специальные службы. Уголь требуется для разогрева титана, когда перегорают тены электронагревателя. Поддерживать чистоту маршрутной доски на вагоне.

В зимнее время года проводник также обязан счищать наледь с ходовых частей вагона, с заправочной трубы (перед заправкой воды), промывать кипятком для размораживания слива умывальные чаши и унитазы. Также обязан поддерживать температурный режим вагона во избежание его размораживания, так как это может привести к поломкам. Лязат Алькенова работает проводником поезда уже 25 лет. Сейчас она сопровождает пассажиров по рейсу Бишкек-Москва.

- Моя тётя работала проводницей и часто рассказывала о поездках. Настолько по её историям мне понравилась эта сфера, что я попросила её помочь подать документы в Железнодорожный лицей по профессии проводник поезда.

- Лязат, а какие обязанности выполняет проводник?

- В первую очередь, это культурное обслуживание пассажиров,  чтобы они  в комфорте, в чистоте и без происшествий доехали до места своего назначения.

- Сложно ли будить пассажиров, чтобы они не проспали свою остановку?

- Мы стараемся разбудить их за полчаса до прибытия, некоторые просят поднять их за час, кто-то за 10 минут. Сложно будить на границах, особенно бабулек, которых раздражает, что мы тревожим их сон. Но по правилам нужно, чтобы пассажиры приготовились к осмотру. Я, например, бужу за час до старта, кроме того, на границе мы ещё около часа стоим, и потом только начинается проверка документов. Вот люди и возмущаются, почему их так рано будят.

- Приходится много времени проводить в пути, чем вас привлекает эта сфера?

- Мне нравится моя работа, романтика железной дороги. Пассажиры порой признаются, что страшно ехать на поезде, а когда уже выходят на своей станции, то  благодарят за комфортную поездку. Отмечают, что очень чисто в вагонах. Единственное неудобство - нет кондиционеров, жарковато в вагоне летом, а так всё устраивает.

- А зимой не мёрзнете?

- Нет, сейчас у нас вагоны утеплённые. Всё зависит от проводников, если хорошо натопить печи, будет тепло.

- Есть ли приметы в вашей работе, которых вы стараетесь придерживаться?

- Раньше была примета - нельзя ключи от вагона на стол класть, это к ревизорам. А сегодня на суеверия уже не обращают внимания.

- Происходили ли какие-то необычные случаи в пути?

- Запомнился случай, когда на поезде ехал с концерта в Москве до Пензы певец Сергей Пенкин. Он подарил нам кассету со своими песнями, плакаты. А так у нас обычные железнодорожные будни.

- Вы помните свой первый рейс?

- Да, после училища поехали в Красноярск. Зима, холодно, а мы топить не умеем, пассажиры замерзли, да и сами озябли. Начальник поезда был хороший, подбодрил, сказал: «Ничего, девчонки, научитесь!». С опытом всё пришло.

Тяжёлые будни

Железнодорожником стать не так просто, сначала годы обучения в техникуме или университете, а потом ежедневная практика, требующая особой внимательности и дисциплины, так как от этого зависит безопасность пассажиров. Камчыбек Чалов, осмотрщик-ремонтник вагонов уже более 20 лет живёт по графику: смена в день - отдых - смена в ночь - отдых. Глаз его натренирован на поиск недочётов и неисправностей, а сколько составов осмотрено - не сосчитать. Однако для Камчыбека - это привычная повседневная работа.

- Я окончил Железнодорожный лицей. В 1996 году устроился слесарем по ремонту подвижного состава, а потом через три месяца сдал экзамены и стал осмотрщиком-ремонтником, - рассказывает железнодорожник. - Специфика нашей работы - прежде всего, обеспечивать безопасное движение поездов. Мы осматриваем как пассажирские, так и грузовые составы. График работы по смене в день и в ночь, а затем двое суток отдыхаем. Каждая смена длится 8 часов. Ежедневно специалисты осматривают все отправляющиеся и прибывающие поезда.

- Камчыбек, расскажите на что при осмотре вы обращаете внимание?

- Как только дежурный объявляет, что состав прибывает на такой-то путь, выходит бригада осмотрщиков. Два боковика осматривают с двух сторон колёсные пары, два ремонтника-автоматчика проверяют тормоза, и слесарь по отпуску тормозов проходит вдоль состава и выпускает воздух из тормозных цилиндров и запасных резервуаров. Требуется тщательно осмотреть весь вагон: кузов, раму, тормоза, автосцепку и ходовую часть.

- Произошли какие-то изменения в вагонном хозяйстве за годы вашей деятельности?

- Когда устраивался в 1996 году, было непростое время - работы мало, зарплата небольшая. Сейчас многое поменялось, закупают новые вагоны, тепловозы. Двигаемся вперёд.

Не менее важная профессия на железной дороге, требующая сил, выдержки, а также определённых навыков и знаний - монтёр пути. Этим людям в оранжевых жилетах разрешено ходить по рельсам в отличие от простых обывателей. Узат Узаков на протяжении 15 лет ремонтирует пути.

- Меня всегда интересовала железная дорога. В 2003 году поступил в Автодорожный техникум столицы по специальности инженер железной дороги. Каждый день мы занимаемся текущим содержанием пути - устраняем зазоры между рельсами, гайки подтягиваем, меняем пришедшие в непригодность шпалы, выправляем ширину колеи и регулируем стрелки. Важно исправлять дефекты вовремя, чтобы поезд не сошёл с пути. Работа тяжёлая, бетон вручную поднимаем, стараемся помогать друг другу. Я люблю свою профессию и считаю, что занимаюсь настоящим мужским делом, - поделился путеец.

Подводя итоги

В последние годы Кыргызская железная дорога активно осуществляет модернизацию и обновление техники путевого хозяйства. Так за 2017-2018-годы были обновлены вагонные парки и автопарки. Приобретены тракторы, погрузчики, экскаваторы, новое оборудование по диагностике верхнего строения пути - дефектоскоп-путеизмеритель, оснащённый новейшей лабораторией. Кроме того, для южного отделения закупили 150 грузовых полувагонов благодаря кредиту, который предоставил Российско-Кыргызский фонд развития - 8 млн. долларов США под 4% сроком на 7 лет.

Позитивные изменения произошли и в сфере международного сотрудничества. В марте нынешнего года Кыргызстан открыл регулярное железнодорожное сообщение с Узбекистаном по маршруту «Ташкент-Рыбачье-Ташкент». Поезд курсирует один раз в неделю составами Узбекской железной дороги.

А.Ногойбаев
А.Ногойбаев Фото: aif.kg

- Кыргызская железная дорога - это отрасль, которая ежедневно вкладывает свою лепту в экономику страны. В последнее время активно ведутся работы по осуществлению нового проекта по строительству железной дороги. Так как перевозка грузов с востока на запад и расширение транспортного коридора с соседними странами - это требование нынешнего времени. Поэтому развитие и преобразование железнодорожной отрасли Кыргызстана - это наша главная цель. Сегодня производственные показатели предприятия на должном уровне. С уверенностью могу сказать, что наши железнодорожники и в дальнейшем справятся с поставленной задачей, - подчеркнул Алмазбек Ногойбаев, гендиректор ГП «НК «Кыргыз темир жолу».

Стоит отметить, что отечественное предприятие осуществляет свою деятельность на принципах  самофинансирования и самоокупаемости. Из государственного бюджета КТЖ ничего не получает. При этом 50% прибыли компания перечисляет в казну, но продолжает показывать хорошие результаты.

«АиФ-Кыргызстан» поздравляет всех работников железнодорожного транспорта Кыргызстана с профессиональным праздником и благодарит за труд и преданность своему делу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно