Распространившаяся по планете вирусная инфекция нанесла сокрушительный удар по авиационной отрасли. Авиакомпании несут колоссальные убытки. Тяжелыми последствиями всемирная эпидемия аукнулась туризму.
«К сожалению, ситуация усугубляется из-за того, что нечистые на руку дельцы начали продавать фальшивые основания для вылета - в основном штампуют фиктивные приглашения на лечение. Люди платят за липовые документы от двух до восьми тысяч сомов, а в результате остаются за бортом. В аэропорту «Манас» с каждого рейса по этой причине снимают от двух до пяти человек. Штраф за перевозку нелегальных пассажиров грозит и самой авиакомпании», - рассказал журналистам основатель компании «Билет.kg» Айдар Окенов.
«Поэтому прежде чем купить билет, нужно внимательно изучить требования для въезда в Российскую Федерацию. И отдавать себе отчет в том, что при попытке обойти закон могут не пустить на рейс или депортировать», - предупреждает эксперт.
Больнее всего коронавирус ударил по въездному туризму и этнотуризму.
- В докризисный год только рейсами Flydubai мы перевезли почти 20 тыс. иностранных пассажиров. Кыргызстан набирал популярность среди туристов из стран Ближнего Востока: Саудовской Аравии, Омана, Кувейта, ОАЭ. Развивались услуги гидов и гостиничная сеть, вырастали юрточные городки. А в 2020-м грянул кризис. Пассажиропоток дубайской авиакомпании упал на 65% и составил всего 6,6 тыс. человек, - приводит цифры Айдар Окенов.
С начала года в Кыргызстане выполнено всего 120 чартерных и регулярных международных рейсов (против 290 за тот же период прошлого года). Резко сократилось количество авиаперевозок в Россию, что связано с ограничением воздушного сообщения из-за сложной эпидемиологической ситуации. Не лучшим образом складывающаяся ситуация отражается на потребительском кошельке.
- Спрос намного превышает предложение, и в этих условиях авиакомпании почти в два раза повысили цены на билеты. Если средний тариф в 2019-м составлял $129, то в январе этого года - $259. Для решения проблемы необходимо возобновить регулярные рейсы, что возможно при ослаблении ограничений на въезд в Россию. Цены опустятся почти до прежнего уровня, только когда увеличится количество рейсов, и появится конкуренция, - отмечает основатель компании «Билет.kg».
Это, к слову, в интересах и самих авиакомпаний. Они хотят летать больше. Содержание и обслуживание даже стоящего на земле самолета влечет за собой большие расходы. А если при этом компания не имеет никакой прибыли, от банкротства ее отделяет один шаг. Чтобы поддержать своих авиаперевозчиков и возместить их убытки, российское правительство разработало программу субсидирования авиакомпаний, чьи пассажирские перевозки сократились из-за коронавирусных ограничений. Кыргызстанским перевозчикам на такую помощь от государства рассчитывать не приходится.
Сегодня правительство республики пытается договориться с Россией по вопросу регулярных перелетов. В оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения COVID-19 от кыргызской стороны поступила просьба сделать все «неподъемные» по цене чартерные рейсы регулярными.
- Но, возможно, это нужно обсуждать на другом уровне. Думаю, новый президент Кыргызстана включил этот вопрос в повестку переговоров между странами, - предполагает Айдар Окенов.
В своих долгосрочных прогнозах Айдар Окенов оптимистичен. Люди хотят путешествовать. И если человечеству удалось пережить «испанку», то и с новой напастью оно сумеет справиться. Окрепнет, научится жить в новых условиях и, конечно же, будет летать.