Как заботясь о природе, создать успешный бизнес, рассказал директор отеля в Караколе.
Тепловой насос, солнечные коллекторы и электростанция - это не описание экологической выставки, а технологии, используемые в отеле «Тагайтай» в Караколе. Гостевой дом стал пионером в использовании возобновляемых источников энергии в регионе и теперь экономит десятки тонн угля в год, обеспечивая постояльцев комфортом и одновременно снижая углеродный след. Здесь гостей не только согревают, но и вдохновляют - на территории заботятся о природе, исключают одноразовый пластик и продвигают экологическую культуру.
«Тагайтай» расположен в самом центре города - в шаговой доступности находятся все достопримечательности зимней туристической столицы Кыргызстана - Собор Святой Троицы, Дунганская мечеть, центральная площадь, на которой, к слову, уже начали устанавливать новогоднюю елку.
Отель небольшой - всего два этажа. На крыше здания расположены солнечные панели, а недавно здесь появилась солнечная электростанция, способная вырабатывать 3,5 - 5 киловатт энергии. Внедрение этой технологии стало возможным благодаря программе по зеленой экономике Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Эмиль Уразбакиев, директор «Тагайтая», рассказал, что отель функционирует с 2014 года, и изначально его идеологией было сохранение окружающей среды и забота о природе. Поэтому в отеле тщательно следят за потреблением энергии и экономят воду.
«С самого открытия мы активно внедряем новые технологии. Например, установили тепловой насос, который летом обеспечивает нас горячей водой, а зимой используется для отопления. Это позволяет существенно сократить расход угля - мы перешли на экологически чистый способ обогрева. Также у нас есть солнечный коллектор немецкого производства, который летом использует солнечную энергию для получения горячей воды. В прошлом году при поддержке ЕБРР установили солнечную электростанцию», - поделился директор.
Такие новшества помогают частично обеспечивать здание электроэнергией, а в случае сбоев ее подачи отель может автономно существовать до 10 часов. Это позволяет принимать гостей со всех уголков планеты круглый год. К слову, «Тагайтай» почти всегда заполнен, и среди его постояльцев много иностранцев. Из-за этого Эмиль Уразбакиев придумал традицию - вывешивать небольшие флаги стран гостей с приветствиями на их родных языках. «Мы хотим, чтобы люди чувствовали себя как дома», - отметил директор.
Для гостей заведения предусмотрено все - домашнее питание, комната отдыха, выполненная в национальном колорите, массаж, конференц-зал, баня. Отель рассчитан на 22 - 26 человек, и номера почти всегда заняты.
Директор отеля рассказал, что добиться таких результатов удалось благодаря сотрудничеству с ЕБРР. Консультативные встречи по модернизации систем и автоматизации процессов помогли наметить цели. До 75% расходов на консультации по внедрению зеленых технологий были покрыты за счет субсидий, финансируемых правительством Швейцарии, правительством Японии и Европейским Союзом.
«Благодаря консультациям банка мы смогли внедрить системы, которые ранее казались недоступными. Консультации специалистов позволили нам значительно снизить затраты и повысить экологическую эффективность отеля, что в свою очередь является привлекательным для многих туристов», - отмечает управляющий отелем Эмиль Уразбакиев.
«Наших гостей привлекает первозданная природа. У нас нет старинных замков или небоскребов, но есть неизведанные уголки дикой природы, которые манят своей красотой. Например, туристы из Израиля, побывав в районе Арашана и Алаколя, рассказали, что за два дня увидели все четыре сезона. Такие эмоции невозможно передать словами, и это то, что делает Каракол уникальным местом для путешествий», - резюмировал директор.
Как стать участником программы: