Примерное время чтения: 8 минут
49

Повышение мировых цен на дизель - причем здесь Зеленский, ВСУ и Азербайджан?

Мировой рынок топлива с 2022 года испытывает серьезное ценовое давление. Разгоревшийся вооруженный конфликт между Россией и Украиной изменил энергетический рынок Европы и перекроил структуру как поставок энергоресурсов в страны Старого Света, так и структуру потребления.

И, если европейские потребители после 2022 года сумели в общем изменить ситуацию с зависимостью от природного газа из России (а эта страна обеспечивала до 45 процентов всех поставок на континент) и перейдя на закупку СПГ, то поставки, к примеру, дизельного топлива по-прежнему зависят от Москвы, хоть это и не так очевидно.

Дизельное топливо называют «кровью мировой экономики». Им заправляют грузовики, поезда и суда, а также его используют в сельском хозяйстве и строительстве. Наряду с нефтью, которая используется для производства многих продуктов - от жвачки до медоборудования, - дизель является важным индикатором состояния экономик мира. 2022-2023 годы стали временем, когда потребление дизельного топлива в Европе, например, снижалось, а в Китае - возрастало.

В пяти ведущих странах Старого Света — Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании — в течение 2023 года фиксировалось снижение спроса на дизельное топливо. Продажи дизеля на дорогах Франции упали на 13,4% по сравнению с предыдущим годом. В целом, по данным Международного Энергетического Агентства, спрос на дизельное топливо в Европе снизился примерно на 380 тыс. баррелей в день по сравнению с уровнем 2019 года, предшествовавшим пандемии. И, хотя Европа сначала самостоятельно ввела эмбарго на российский бензин и дизель, а затем и Россия напрямую отказалась торговать топливом в Старом Свете, российское топливо по-прежнему попадает в Европу. 

«Нехватка именно российского дизельного топлива – это главный дестабилизирующий фактор европейской экономики. Россия является основным экспортером горючего, которое играет ключевую роль не только в транспорте, но и в отоплении домов в суровые зимы Центральной Европы, а также в сельском хозяйстве, – подчеркивало испанское издание El Economista. Поэтому ЕС в целом и Испания в частности продолжают практику приобретения нефте- и газовых энергоносителей через посредников. Главные из них – Турция, Марокко. Не исключено участие и других африканских стран». Однако, пока Европа балансирует на грани рецессии, Китай активно вкладывается в нефтепереработку и потребляет мировые излишки дизтоплива. Фиксируют рост и мировые производители дизеля. По данным анализа BusinesStat в 2023 г, в 2022 производство в мире выросло на 5,6% и составило 1,37 млрд т. Примерно такой же рост ожидается по итогам 2023 года. Очевидно, что постковидный Китай не потребляет всех излишков дизтоплива. Так почему же растет производство?

Ответ на этот вопрос, вероятнее всего, кроется в вооруженном конфликте на Украине. Количество дизтоплива, потребляемое российской и украинской армиями не поддается подсчету, но обрывки информации, связанной с заинтересованностью обеих сторон конфликта, вполне можно выложить в некую целостную картину. Если Россия может обеспечить свои армейские потребности в дизтопливе, то Украина оказывается неизменно в более сложном положении. Это вынуждает Киев и президента Зеленского искать пути решения этой ситуации. 

О том, что Украина готова решать топливный вопрос, Владимир Зеленский проговорился еще в самом начале 2022 года после перехода конфликта с Россией в «горячую фазу». Тогда в СМИ просочилось заявление Киева о готовности Азербайджана поддержать Украину «поставками нефти». «I talked to a good friend of Ukraine, President of Azerbaijan Ilham Aliyev. "There is no oil in our country, there are no oil products, everything is not easy, but now everything will be fine» - такую цитату украинского лидера можно найти на просторах Интернета. Действительно, контакты между Зеленским и Алиевым имеют место быть, однако таких громких заявлений официально в них не содержатся. Можно предположить, что все-таки некие договоренности по этому поводу действительно существуют. Азербайджан (как и его геополитический покровитель - Турция) сейчас являются коридорами, через которые утекает российская нефть, бензин и дизтопливо в ту же Европу, а, возможно, и в Украину. Происходит это вполне сознательно. Упомянутая нами Испания, в частности, практически открыто в своих СМИ признает факт своповых поставок из России в Европу. Факт фиксируется и конкретными цифрами отгрузки. В минувшем году среднесуточные отгрузки дизеля в страны Старого Света из порта Приморска, по данным Argus, снизились на 20%. А вот Турция, воспользовавшись конъюктурой, увеличила закупки на 3 тыс. т. в сутки. При этом, роста потребления ДТ в Турции не фиксируется. Выводы, как говорится, на поверхности.

Схема, вполне вероятно, работала в течение 2022 и 2023 годов, однако сейчас ситуация может измениться. ВСУ с начала 2024 года предпринимают активные попытки провести атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Происходит это на фоне прогнозов о переходе российской армии в наступление. Таким образом украинское армейское командование планирует создать ситуацию дефицита моторного топлива для ВС России. Эти удары наносятся далеко от линии боев, в глубоко тыловых районах России, где сосредоточены нефтеперерабатывающие мощности. В ночь на 18 января впервые с начала вооруженного противостояния украинские ударные БПЛА долетели до Санкт-Петербурга и попытались атаковать наливной терминал. Атаки продолжились в разных регионах России в течение января, февраля и марта. Агентство Bloomberg отмечало, что на атакованные только в начале марта приходилось 12% российских мощностей по переработке нефти. Наиболее громкая и успешная акция состоялась 12 марта. Тогда был атакован НПЗ под Нижним Новгородом. После возникшего пожара была остановлена установка по переработке нефти. По данным «Рейтер», она обеспечивала около 53% от переработки всего предприятия. И по прогнозам (вкупе с сезонным ростом потребления моторного топлива), это может сказаться на рынке того же дизтоплива не только в России, но и за ее пределами.

А причем здесь Зеленский, ВСУ и Азербайджан? Одна пикантная деталь. Одним из владельцев того самого завода под Нижним Новгородом и всей нефтяной компании «Лукойл» является Вагит Алекперов. Уроженец Баку, крупный предприниматель и выходец из Азербайджана. Этот человек является весьма влиятельным представителем азербайджанской диаспоры в России, которая выступает за теснейшие контакты Москвы с Баку и Владимира Путина - с Ильхамом Алиевым. Ещё одним странным совпадением является то, что владельцем Крокус Сити Холл в Москве, где украинскими террористами была устроена массовая бойня 22 марта 2024, является другой азербайджанский предприниматель – А. Агаларов.

По некоторым предположениям, «Лукойл» через своповые поставки мог каким-то образом снабжать и ВСУ в обмен на определенные гарантии Киева о неприкосновенности бизнеса в России. В пользу такого предположения работает история вокруг болгарского завода в Бургасе, который принадлежит компании «Лукойл». Еще год назад русская пресса писала о том, что этот завод производил топливо для украинской армии. Согласно публикации в газете Die Welt, топливо для украинских танков через цепочку фирм-посредников поступало именно с этого болгарского завода. Российская нефть, которую компания экспортировала на свой НПЗ в Бургасе, покрывала до 40% потребностей наступающих на Изюм и Херсон украинских войск. Как стало известно изданию «МК», имели место и морские поставки российской нефти в Румынию, где у «Лукойла» находится под управлением еще один НПЗ. 

Теперь же этот топливный компромисс подвергнется сомнению. Накануне прогнозируемого российского продвижения вглубь Украины ВСУ рискуют оказаться в весьма сложной ситуации дефицита дизтоплива. Почему так могло произойти? Возможно, речь идет об отсутствии координации в Киеве любых действий между политическим и военным руководством, когда последнее не в курсе каких-то договоренностей. Другая гипотеза - армейские генералы под командованием главкома Сырского понимают всю обреченность ситуации и готовы идти на любые отчаянные шаги. События ближайших месяцев дадут ответ на этот вопрос.

Для европейского и мирового рынка ДТ ситуация тоже не сулит ничего хорошего. Россия является одним из крупнейших поставщиков этого топлива в мире. После украинской атаки на завод под Нижним Новгородом цена на дизель внутри России пошла вверх. Уже с началом весеннего сева в южных регионах  России биржевая цена на дизель сразу поднялась на 15%. Если рост цен на топливо не остановить, то произойдет новый виток продовольственной инфляции, которая ударит по малообеспеченным слоям населения. В Москве уже звучат призывы не продавать ДТ на внешние рынки. Такая мера, вероятно, будет принята президентом Путиным. Предчувствуя очередной скачок цен на все и раскручивание мирового маховика инфляции, зашевелилось и международное сообщество. Так, США уже призвали Украину прекратить атаки на российскую энергетическую инфраструктуру, сообщает Financial Times. По словам одного из источников издания, в Белом доме растет недовольство ударами, которые украинские беспилотники наносят по российским нефтеперерабатывающим заводам, терминалам, складам и нефтехранилищам. То же FT отмечает, что в этом году мировые цены на нефть выросли примерно на 15%, до $85 за баррель. Это уже привело к повышению стоимости топлива в США как раз в тот момент, когда президент Соединенных Штатов Джо Байден начинает свою предвыборную кампанию. Есть определенные сомнения, что в Киеве прислушаются к совету из Вашингтона, но напряженность уже создана. В любу случае, Европе и всему миру уже стоит быть готовыми к росту цен на полках магазинов. Снова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)