Когда через несколько месяцев Пакистан может стать банкротом, Китай может искать альтернативный маршрут к портам в Индийском океане и начать новые проекты с Индией.
Динамика геополитики Южной Азии может измениться в ближайшие месяцы, когда Пакистан пойдет по пути Шри-Ланки, прогибаясь под долговым давлением Китая. Многие другие экономики региона, вероятно, так же столкнутся с кризисом в той ли иной мере – не только из-за долгов перед Китаем, но и из-за геополитических последствий российско-украинского конфликта. Но для близлежащей Индии экономический и политический кризис в Пакистане – это одновременно и вызов, и возможность занять новую нишу в геополитике и геоэкономике.
Правительство Шахбаза Шарифа имеет много общего с режимом свергнутого премьер-министра Имрана Хана, и его готовность подчиниться диктату пакистанской армии лишь одно из них. Лишние траты, безудержная коррупция и чрезмерные расходы на армию и разведку, чьи кадры, по некоторым данным, активно вмешиваются в дестабилизацию обстановки в Индии, Афганистане и других странах, так же никуда не делись. Хотя за эти же действия глава МВД из правительства Шарифа Рана Санаулла назвал «некомпетентной толпой» правительство Имрана Хана и пообещал расследовать законность его действий. Кроме того, страна по-прежнему нуждается в миллиардах долларов, вливаемых в ее валютные резервы, чтобы рассчитаться с платежами по кредитам и избежать экономической катастрофы. Как и его предшественник, Шариф может в этом рассчитывать только на помощь государств Персидского залива: многие ранее дружественные Исламабаду другие страны не готовы помочь правительству Шарифа, поскольку оно временное и вряд ли доработает свой срок до конца.
Тем временем народу Пакистана приходится готовиться к кризису. Центральный банк страны сообщил, что его валютные резервы сократились на 145 млн долларов и к середине мая достигли 10 млрд долларов. Отрицательный приток валютных резервов, дефицит торгового баланса, а также растущее бремя погашения внешнего долга вынудили правительство провести переговоры с МВФ о новом пакете финансовой помощи. Под давлением МВФ правительство повысило розничные цены на растительное масло, пальмовое масло и топливо до рекордно высокого уровня. Сокращение субсидий на топливо и стремительный рост цен привели к хаотичным акциям протеста на улицах, которые в любой момент могут выйти из-под контроля по образцу Шри-Ланки. Тем более, что свергнутый премьер-министр Имран Хан готов максимально использовать недовольство населения для возвращения к власти.
На этом фоне страны Персидского залива могут потребовать у Исламабада в обмен на стабильность нахождения Шарифа у руля корректировок прежних внешнеполитических решений, которые могли быть приняты либо в пользу США, либо Китая. Так, Исламабад предлагал выступить посредником между США и Ираном по ядерным вопросам. Иран и Пакистан имеют общий диалог со странами Центральной Азии, для того, чтобы они могли выйти к Индийскому океану для торговли не только через Чабахар, но и через Гвадар. Обе эти страны могут сотрудничать по пограничным вопросам и преодолению последствий смены власти в Афганистане в августе 2021 года. Так же они активно обсуждали судьбу белуджей, которые борются за независимость от Пакистана и периодически используют иранскую землю в качестве убежища.
Все эти факторы сближали Исламабад и Тегеран во времена режима Имрана Хана. Но теперь некоторые государства Персидского залива хотели бы, чтобы Пакистан изменил свою политику в отношении Ирана, к большому неудовольствию как Китая, так и США, и Пакистан оказался перед нелегким выбором. США тоже недовольны Пакистаном из-за его крупных проектов с Ираном, например, газопровода Иран-Пакистан-Индия. С индийской стороны он был свернут около десяти лет назад, поскольку в Нью-Дели посчитали, что стоимость проекта очень высока, а сложившаяся ситуация с безопасностью в Пакистане ставит проект под угрозу. Но Пакистан продолжил реализацию проекта, который был частично завершен иранской стороной. Пакистану пришлось выйти после из соглашения из-за санкций США в отношении Ирана, к большому раздражению Тегерана.
При этом в экономике Пакистана укрепились подтачивающие ее изнутри китайские проекты по линии КПЭК. Для Китая строительство дороги через управляемый Пакистаном Кашмир было стратегическим шагом. Индия высказывала возражения против того, чтобы управляемый Пакистаном Кашмир был экономически узурпирован Китаем, но услышана не была. К началу лета 2022 года некоторые из проектов КПЭК даже еще не начаты, а уже текущие проекты, похоже, тоже не приносят никакой пользы местному населению. Китай прохладно относится к развитию проектов по линии КПЭК, говоря о том, что власти Пакистана и так не имеют возможности погасить около 1,5 млрд долларов США по кредитам на уже реализованные компоненты КПЭК.
Если ситуация не изменится, то, через несколько месяцев, когда Пакистан обанкротится, Китай может начать искать альтернативный маршрут к портам в Индийском океане. С объявлением Индо-Тихоокеанской экономической стратегии и с другими факторами у Нью-Дели появилась возможность изменить геополитику Южной Азии в соответствии со своими национальными интересами, и стать на этом фоне сильным торговым партнером в регионе для всех, включая Пекин.