Что оставило Кыргызстану членство в СССР и почему об этом все чаще вспоминают.
К 29-й годовщине обретения Кыргызстаном независимости, пришедшейся на 2020-й год, который стал испытанием для республики из-за эпидемии коронавируса, в кырнете все чаще критикуют власти. И говорят о трех новых путях развития страны, по которым стоило бы пойти. Либо по своему собственному, либо по европейскому или грузинскому пути, либо по пути, напоминающему советский уклад – только без не оправдавшей себя однопартийной системы.
Своим взглядом на то, почему многие люди, заставшие СССР и помнящие, как жилось в Бишкеке-Фрунзе в то время, все чаще вспоминают те годы и что в те годы было положительного, поделился с «АиФ-Кыргызстан» заведующий кафедрой международной журналистики факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета Александр Самуилович Кацев.
Где дети – там и родители
По словам Александра Самуиловича, огромную роль в формировании экономики, культуры, медицины, образования не только советской Киргизии, но и всей Центральной Азии в целом, сыграла Великая Отечественная война.
– В Ташкент были эвакуированы военные заводы. В Кыргызстане формировались художественные военные бригады, которые ехали на фронт, выступали перед бойцами. У нас осело огромное количество творческих людей. К нам ссылали профессионалов своего дела, которые оставались здесь и после войны и развивали культуру общества. Вместе с этим из западных и центральных районов СССР были эвакуированы в Киргизию более 30 крупных заводов, фабрик и мастерских. Эвакуированы в Киргизию были институты Академии наук СССР: биохимии, генетики, физиологии растений, микробиологии, палеонтологии и эволюционной морфологии. Что значительно в будущем подняло экономику и уровень образования в Кыргызстане, – отмечает он.
По словам профессора, отдавшего десятки лет жизни работе в сфере образования, послевоенное время можно считать для кыргызского образования едва ли не лучшим. Дети чиновников не могли покинуть страну и обучались на родине, что было одним из факторов, помогающих поддерживать уровень образования на высоте. Помогала этому и система отбора и распределения студентов – будущих педагогов.
– Я 19 лет проработал в Киргизском женском педагогическом институте. Это был институт, который готовил педагогов, работающий как интернат. Мы ездили в Нарынскую область набирать наших будущих студенток и привозили их на обучение. 78% учащихся по окончанию возвращались в свои области в качестве готовых специалистов, где уже сами поднимали уровень образования. Советская власть дала Кыргызстану обучение на двух языках. Университеты выпускали действительно подготовленных и готовых к работе специалистов. Дети высокопоставленных лиц учились не за границей, а на родине, давая родителям стимул развивать уровень образования в своей стране. Чтобы их ребенок смог получить достойное образование, нежели, как сейчас делают наши депутаты, отправляя детей учиться за границу, – говорит Кацев.
Качество образования влияло и на развитие культуры. Самым большим явлением послевоенного времени в литературе и советской Киргизии, и всего СССР, стал Чингиз Айтматов, писатель с мировым именем. Идеи Чингиза Торекуловича, изложенные в его творчестве, не только опередили свое время, но и опередили время настоящее – спустя более чем 50 лет его все так же по-разному воспринимают. Все так же равных ему авторов в поэзии и прозе не появилось. И все так же нельзя ответить на вопрос – а был бы у кыргызского народа такой писатель, не войди он в состав СССР и пойди по другому пути развития?
– На это однозначно ответить нельзя, потому что Кыргызстану Айтматов не знаю, насколько и нужен. Почему не нужен? Потому что он опередил свое время для Кыргызстана. Потому что Айтматову повезло. Молодой кыргызский писатель, которого не признавали на родине, уже опубликовавший свою первую повесть «Лицом к лицу» в журнале «Октябрь» на русском языке, приезжает в Москву, где знакомится с семьей Лилии Юрьевны Брик, чья сестра замужем за председателем коммунистической партии Франции Луи Арагоном. Она переводит повесть «Джамиля» на французский язык, таким образов произведение выходит сначала на французском языке, потом на кыргызском, а уже затем на русском. И после выхода во Франции никто ничего не мог сказать, если бы это не была семья председателя коммунистической партии Франции, то во всем обвинили бы Айтматова и его карьера бы закончилась, не успев начаться, – констатирует Кацев.
Семена будущего
Чаще всего голоса о том, что Кыргызстану нужен другой путь, звучали из-за проблем в медицине, копившихся годами и проявившихся во время роста заболеваемости коронавирусом и внебольничной пневмонией. От нехватки кадров до нехватки оборудования для спасения жизней, зданий больниц и коек. Усугубила ситуацию и деятельность Республиканского штаба по коронавирусу, активизировавшаяся для подготовки дополнительных койкомест, волонтеров, медиков, закупки лекарств и СИЗов только тогда, когда режим ЧП был снят, а страну накрыла смертность свыше 50 человек в день.
– Советская медицина была и хорошая, и плохая, но в ней все было целенаправленно. Система была плановой и поэтому она касалась всех. Человек рождался, его сразу брали на учет. Не было проблем с нехваткой врачей, медсестер, нянечек все было строго по плану. Каждый был на своем месте и выполнял возложенные на него обязанности. При советской власти всегда шел подсчет для предотвращения нехватки ресурсов или персонала в катастрофических ситуациях. Что же мы имеем сейчас? Идет нехватка медперсонала, из-за того, что никто не рассчитывал и не был готов к подобной ситуации в стране, из-за того, что не было известно, сколько нужно специалистов в данной области, – отмечает Кацев.
По словам Александра Самуиловича, в наследство независимому Кыргызстану от СССР досталось многое, самое главное – двуязычная база специалистов в различных отраслях: от культуры, образования и искусства до науки и техники. Но страна не воспользовалась их потенциалом для будущего – семена попали в неплодородную почву.
– Во- первых, дети не вымирали… Во-вторых, огромное количество народа не заражалось сифилисом и туберкулезом, как это было до революции… В третьих, люди получили образование не только на русском, но и на кыргызском языке. Главное то, что советская власть оставила профессионалов, большое количество учителей, врачей и других специалистов. Множество деятелей культуры и искусства, которые значительно подняли уровень грамотности и культуры населения, но, к сожалению, их потихоньку разными постановлениями и приказами выжили из республики, и неважно кто они были: русские, узбеки, корейцы, татары, евреи, их выжили и теперь мы имеем, то, что имеем. Наглядный пример этого, то, как наша медицина показала нехватку действительно специалистов своего дела, – заключил он.