Примерное время чтения: 9 минут
359

Как пересобрать свой бизнес в условиях неопределенности и хаоса

Хаос – это естественное состояние, один из циклов развития, который проходит любая система. Его главное отличие от периода упорядоченности – отсутствие четких характеристик, неопределенность и высокая скорость изменений. В таких условиях компании и их управляющие вынуждены адаптироваться: ускоряться, упрощаться и учиться ловить рыбу в мутной воде.  

Если вы предприниматель, то вы вероятно сталкивались с таким периодом, когда  у вашей компании кризис роста и функционирование не соответствует требованиям рынка. 

Что значит не соответствует? 

Если хаос и пространство неопределенности ставит вас как предпринимателя в тупик. 

Вы видите, что у вас упали продажи и видны кассовые разрывы, а команда порой бессильна, что либо изменить 

Видите как постепенно ваш бизнес теряет управляемость и команда начинает выходить из под контроля 

Вы «чуете» своей бизнесовой «чуйкой», что команда может выдавать гораздо большую эффективность. 

Вы  понимаете, что хотя у вас уже давно не этап «тусовка» (все делают все) и есть ясные задатки механизации при которой каждый занимается своим делом и хорошо закрывает свою «линию фронта», все равно вас не устраивает ни то с какой скоростью растет компания, ни то какой уровень интеграции у разных подразделений друг с другом. 

Вы смотрите на уровень взаимодействия людей и он вас не устраивает, ибо происходят «скандалы – интриги - расследования». 

Что на самом деле происходит. 

Ваша компания попала на очередной «красный», этап жизненного цикла компании при котором есть выбор: стагнировать и умереть, или изменится и пойти дальше 

А выбор, как вы понимаете это единственное, чем мы можем управлять будущим. 

А будущее неопределенно. Будущее туманно.  Но вам нужно ориентироваться в нем, а как ориентироваться в хаосе? 

Что делать сейчас? 

Понятно, что все эти вопросы не сваливаются на предпринимателя одним скопом, они приходят постепенно, по мере прочтения различных источников, книг про менеджмент, и рано или поздно вы говорите себе – пора действовать!! 

Пора делать апгрейд компании, или как сейчас модно говорить «пересборку». 

Конечно вы будете заниматься этим, если на это у вас есть мотив и потребность, вы взрослый человек и понимаете, что ленивых людей не существует, есть лишь отсутствие потребности которая рождает мотив. Попробуйте к примеру поленится сходить в туалет. Сколько продержитесь, пока физиологическая потребность не найдет выход и не родит сильнейший мотив? И мы с вами понимаем, что потребности у нас разные, и не только физиологические, и если нет мотива на изменения, вы можете дальше не читать эту статью, а спокойно жить дальше.  

Но если вы хотите про - активно вырасти в кризис обусловленный короновирусом, пока другие только реагируют (сидят и ждут пока их кто то пнет). Если хотите научится из своего бизнеса создать такую  бизнес систему,  которая устойчива к множеству потрясений. Если хотите обнаружить  и развить  ключевую компетенцию компании, от которой зависит ее успех в будущем – вам пора меняться. 

Выход есть всегда.  

Собственно выходов несколько. 

Начать апгрейд компании самому или с менеджерами (зависит от величины бизнеса) почитав книги и походив на различные тренинги. 

Обратиться в консалтинговую компанию, которая достаточно долго и дорого будет внедрять вам цикл стратегического планирования. 

Провести пересборку бизнеса через сценарное планирование. 

Немного о статистике…. 

Причем важно понимать, что шансы восстановить бизнес до  исторического максимума, если  начать "пересборку" в момент упадка у вас всего 10%.  И еще вам важно знать, что уже 2018  году, 47.3% компаний были вынуждены  "пересобирать" себя каждые 0-3 года, чтобы выжить.  

Как вы думаете, какой процент сейчас? 

- 56.6%, с каждым годом он только растет. 

В условиях изменчивой экономики становится все сложнее и сложнее бизнесу удержаться на плаву. Как только удается справиться с одним кризисом, на горизонте появляется другой. Bы можете сильно удивиться, когда узнаете сколько компаний в мире объявляют о своем банкротстве, или что еще хуже – никогда не восстанавливаются и не возвращаются к жизни. Статистика хорошо иллюстрирует низкую выживаемость «непотопляемых титанов бизнеса». Из 500 самых могучих предприятий, изначально входивших в список Fortune 500 1955 года, только 60 сохранились до сегодняшнего дня. Другими словами, уже утонуло 88% компаний.  Возьмем, к примеру, наиболее известные «Титаники» 21-го века: Kodak и Nokia. Kodak был основным продуктом американской культуры - 85% всех продаж фотоаппаратов в США. Nokia была номером 1 в продажах телефонов с 1998 года по 2007 год, контролируя на своем пике 40% всего мирового рынка мобильных телефонов. Тем не менее, Kodak подал заявление о банкротстве в 2012 году, а Nokia была вынуждена продать свой бизнес мобильных устройств Microsoft в 2013 году, чтобы, собственно, и спасти себя от краха. 

Почему компании «тонут»? 

Все мы помним трагическую историю «Титаника» – это самый яркий пример установки: «слишком большой не может потерпеть неудачу», размеры компаний создают иллюзию неприкасаемости и непотопляемости. Большинство компаний сейчас переживают «Синдром Титаника» –  это корпоративное заболевание, которое приводит к краху компании из-за чрезмерного высокомерия, привязанности к прошлому успеху и неспособности распознать новую растущую реальность.  

Вот несколько рекомендаций собственникам бизнеса, которые помогут преуспеть в условиях хаоса и выжить, пока другие тонут. 

1. Не отрицайте изменения — меняйтесь сами. Собственники, отрицающие изменения мира и не желающие ничего менять, рано или поздно погубят свой бизнес. В условиях неготовности меняться любые новшества на рынке грозят компании катастрофой. 

2. Нельзя бояться, необходимо действовать. Хаос на рынке может пагубно сказаться на компании, но бояться в этих условиях означает лишь затягивать принятие жизненно необходимых решений. 

В условиях неопределенности топ-менеджменту компании особенно необходимы три качества: видение, системное мышление и интуиция. Составляя единый комплекс, они создают главный навык предпринимателя, позволяющий принимать решения в условиях противоречивых тенденций на рынке, — предвидение или бизнес-чутье. 

3. Важно действовать быстро. В условиях неопределенности решения зачастую нужно принимать немедленно — промедление может привести к потере рынка.  

4.Развивайте видение. Видение — один из важнейших инструментов управления компанией в условиях неопределенности.  

Важно помнить, что видение состоит из двух частей: важно увидеть не только бизнес, но и его организационную структуру. Есть много людей, хорошо видящих бизнес, но не представляющих, как он будет работать.  

5. Правильно подбирайте и мотивируйте сотрудников. Важно подбирать кадры исходя из условий, в которых собирается работать компания. В условиях упорядоченности на первом месте стоят профессиональные навыки и опыт сотрудников. В условиях хаоса на первом месте обучаемость, многозадачность, адаптивность, высокий уровень мышления и энергетики.  

В условиях неопределенности лучше всего использовать высшие мотиваторы: предложить сотруднику выполнить задачу, которую не делал еще никто. Амбициозные сотрудники выполнят задачу не для вас и вашего бизнеса, а для удовлетворения собственной гордости.  

Мотивация очень важна, но только на мотивации «далеко не уедешь». Вне зависимости от того, мотивированы ли сотрудники и стремятся ли они к успеху, если у них нет инструментов, которыми они должны пользоваться, то ваши усилия будут бесполезны. Удобные для пользователей технологии, надежные активы, умные бизнес-процессы, хорошо работающие системы управления должны быть всегда под рукой у ваших сотрудников, чтобы они могли выполнять все те задачи, которые от них требуются. 

6. Прошлый успех, нужно использовать осознанно и аккуратно. Частая практика подготовит вас, но может быстро перерасти в излишнюю самоуверенность или отказ от перемен. У больших и маленьких компаний есть одна любимая мантра «мы всегда делали это таким образом». Однако, как показывают множество исследований, прошлый опыт компании может быть обманчивым и опасным, поэтому руководителям необходимо понимать, есть ли в их команде тенденция чересчур не его полагаться. Если запуск одного продукта прошел хорошо, это не означает, что тот же подход будет работать и впоследствии. 

Если вы не готовы ждать второй волны, хотите избавиться от мыслей как покрыть кассовые разрывы и выплатить заработную плату сотрудникам, как не впасть очередную панику, то вам следует принять участие в уникальном проекте «пересборка» бизнеса через сценарное планирование, чтобы быть готовым к любым поворотам событий, сценариям развития мира и развивать свой бизнес в кризисной ситуации.  

Так или иначе, сейчас самое время взглянуть в глаза реальности и начать что-то делать. Прокатиться на гребне волны или быть потопленным ей – только ваш выбор. 

Дмитрий Чуприна,  

эксперт по организационному развитию.  

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)