Примерное время чтения: 7 минут
43

Державы бьются за умы молодого поколения Центральной Азии

Несомненно, что нехватка книг на кыргызском языке для детей остается актуальной проблемой в Кыргызстане. Чтобы помочь решить ее, правительство США через свою программу по международному развитию передало около 1,8 миллиона новых детских книг государственным школам республики.

Официальная церемония состоялась в средней школе №21. На ней присутствовали замминистра образования Муратбек Касымалиев и директор американской миссии по развитию Кая Адамс.

«Переданные книги - результат работы 60 местных авторов и 30 иллюстраторов, которые с 2020 года создали около 1500 наименований в разных жанрах. Они пропагандируют ценности семьи, дружбы, уважения, любознательности и творчества. Электронные версии этих книг на четырех местных языках, включая 40 книг на языке жестов, доступны на сайте Минобразования КР и в международной цифровой библиотеке Bloom», - сообщалось тогда в столичных СМИ.

Хочется верить, что перед отправкой в библиотеки авторы тщательно проверили свои тексты, ведь ранее были случаи внесения западными издателями "случайных улучшений", в ходе которых, например, любимые детские персонажи Акылай и Актане изображались более чем друзьями. Возможно, именно поэтому президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон, запрещающий распространение информации «отрицающую семейные и традиционно-общественные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения и формирующую неуважение к родителям или другим членам семьи».

Мощный инструмент для манипуляций

Иностранные учебные материалы для Центральной Азии нередко содержат скрытые риски, считает депутат казахстанского парламента Ардак Назаров.

По его словам, ЛГБТ-пропаганда активно распространяется в частных школах Астаны и Алматы.

В этом плане в Кыргызстане может способствовать и нынешний министр образования Кыргызстана Кендирбаева Догдуркуль, о феминистских взглядах которой говорят в обществе часто.

В 2013-2014 годах, будучи замминистром, она инициировала распространение в школах брошюр с сомнительным сексуальным просвещением.

По мнению экспертов, часть информации носила деструктивный и даже порнографический характер.

Против продвижения детям порнографии с подачи замминистра тогда выступил ДУМК, религиозные деятели и депутаты ЖК.

«10% информации в брошюрах о половом воспитании носят опасный деструктивный характер», - возмущался тогда известный религиозный деятель Кадыр Маликов.

А вице-президент Кыргызской Академии образования Советбек Байгазиев и вовсе заявил: «Считаю, что авторов буклетов следует рассматривать как врагов подрастающего поколения».

Из последнего скандального заявления министра образования на слуху, что в селах Кыргызстана могут быть закрыты классы с русским языком обучения.

По ее словам, там не дается должный уровень образования.

Позже она оправдывалась, что имела виду более качественное обучение иностранным языкам...

Многие НПО, финансируемые Западом, активно продвигают свои идеи в Кыргызстане. Западные политологи даже называют КР «страной НПО» - здесь зарегистрировано 20 тысяч таких организаций.

Также Западные структуры и различные НПО работают все активнее над переписыванием истории, где зачатую представляют Россию как угнетателя и колонизатора. Все чаще поднимается тема деколонизации региона, и ухода в дальнейшем из фарватера влияния не только России, но и Китая, да и в целом любого соседа кто будет не на стороне «демократических» стран.

Российский фактор

Чтобы противодействовать этому, депутаты Госдумы РФ планируют наладить массовое производство учебных пособий для стран ЕАЭС.

«Учебники должны соответствовать истине. А не обслуживать чьи-то интересы», - заявил президент России Владимир Путин в ходе ежегодной итоговой пресс-конференции, говоря о попытках Запада переписать общую историю стран бывшего СССР.

В этом плане Россия в уже выделяла неоднократно финансы под различные проекты. Так Кыргызстану досталось $500 тысяч на реализацию проекта «Доступ к качественному образованию».

На них закупили учебники на русском языке, методические и наглядные пособия. Учебники должны были поступить в начальные и средние учебные заведения Ошской и Джалал-Абадской области.

Усиленно работает представительство Россотрудничества в КР. Передает школам и другим общеобразовательным учреждениям республики более тысячи учебников, методических и наглядных пособий по русскому языку, литературе и культуре России, словарей и художественных изданий, а также мультимедийных материалов.

Все учебные материалы предоставляются на безвозмездной основе.

В 2021 году российские военнослужащие авиабазы Кант передали местной школе 4,5 тыс. учебников.

В конце ноября 2022 года библиотека Кыргызско-российского Славянского университета (КРСУ) пополнилась книгами, которые были переданы от Дома русского зарубежья им. А. Солженицына в дар Институту русского языка им. А. Орусбаева.

С января по август 2022 года представительство Россотрудничества в Кыргызстане передало школам, библиотекам, техникумам, лицеям и вузам республики 26 515 учебников и других книг.

Отмечалось, что восемь учебных заведений Бишкека, Оша и Таласской области уже получили учебники по биологии, географии, математике, алгебре, геометрии, физике, химии для 5-11-х классов, художественную литературу, школьные орфографические словари и пособия по русскому языку.

Посол России Н.Н.Удовиченко совместно с Представителем Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН К.Накай посетили Ивановскую начальную школу № 3 и школу-гимназию № 1 им. Д.П.Зубкова в г.Канте, в которых реализуется финансируемый Правительством Российской Федерации проект по развитию системы школьного питания в Кыргызстане. На данную программу в 2023-2026 гг. российская сторона дополнительно предоставила 15 миллионов долларов. Благодаря проекту 250 тыс. детей в республике получают горячее школьное питание, в 888 школах уже отремонтированы и оснащены современным кухонным оборудованием столовые. Всего с 2008 г. Российская Федерация выделила более 110 миллионов долларов на реализацию программ ВПП в Кыргызстане. В ходе визита школам была также передана художественная и учебная литература по различным предметам.

Более 160 преподавателей прошли повышение квалификации в Северо-Кавказском федеральном университете. Благодаря этому они смогли освоить современные технологии в области математического образования и новейшие методы преподавания физики и информатики. Обучение проходило в рамках «Российской недели точных наук» в октябре прошлого года в Оше, Джалал-Абаде и Кызыл-Кие. Участие в ней приняли старшеклассники, а также педагоги вузов и школ с русским языком обучения.

Ранее, глава РФ Владимир Путин заявил, что будет ежегодно выделять средства на закупку учебников - 200 млн рублей сначала только для русскоязычных школ, а затем и для учреждений со смешенным языком обучения в ЦА.

Стоит отметить, что Россия и Китай работают с регионом ЦА в отличие от США как партнеры и не вмешиваются во внутренние дела, акцент делается на совместных проектах и равноправии сторон.

Мнение эксперта

По мнению кандидата исторических наук Кыргызстана, доцента Павла Дятленко, история стала инструментом внешнего влияния и манипулирования.

Эксперт отмечает, что Запад проводит переформатирование истории системно, последовательно, с учетом особенностей и настроений каждого из постсоветских обществ и использованием всего спектра необходимых инструментов (СМИ, соцсети, мессенджеры, фильмы, ролики, различная литература, НПО, блогеры, активисты и др.).

По его мнению, этому процессу способствуют: слабость многих постсоветских государств, отсутствие стратегий гуманитарного развития своих обществ и привлекательного образа будущего, ограниченность гуманитарных связей с соседями, упадок и бедность местных академических сообществ, наличие прослойки прозападных СМИ, политических НПО и активистов, юбилейный подход к прошлому.

«В случае с Кыргызстаном активно используются его большая открытость внешнему миру и зависимость республики от внешнего финансирования», - заявил эксперт.

Историк подчеркивает, что навязывание своего видения прошлого и системное манипулирование позволяют Западу влиять на современные социальные настроения в постсоветских обществах и формировать желаемый образ будущего и внешнего врага в каждой из постсоветских стран. Академический неоколониализм как часть внешней политики Запада.

«Цель - насаждение и тиражирование мифов, направленных через очернение общей истории против евразийской интеграции, естественного развития взаимовыгодных отношений с Россией и Китаем. Для переписывания истории используются громкие лозунги: «десоветизация», «деколонизация», «переосмысление истории».

Мифы должны позволить создать внутренний раскол общества по болезненным и политизированным темам, что в свою очередь повлияет на усиление самоизоляции, местного национализма, прозападных настроений. А также будет способствовать навязыванию комплекса жертвы и формирование образа врага в адрес естественных союзников и соседей», - подчеркнул кандидат исторических наук КР Павел Дятленко.

Для противодействия этому по мнению Дятленко необходимо странам расширять гуманитарные связи в рамках ЕАЭС. Реализовывать долгосрочные исследовательские и образовательные проекты в рамках ЕАЭС - написание модельных учебников для школ и вузов, совместное изучение чувствительных исторических тем. А также необходимость в системном продвижении своих общеевразийских героев и исторических тем в медиа.

Чтобы сохранить Кыргызстану и другим соседним странами региона свои традиции, семейные ценности, историю и в целом культуру необходимо увеличивать бюджет Минобразования, вкладывать средства в образование и проводить необходимые реформы в этой сфере не за счет иностранных доноров (НПО), грантов и кредитов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)