233

Задел на будущее: Эксперт о сути изменений в Основном законе Кыргызстана

Бишкек, 30 марта - Аиф-Кыргызстан.

Открытое общенародное обсуждение конституционной реформы и связанные с ней изменения в Конституции страны находятся на повестке дня и в центре политических дискуссий с ноября прошлого года. 11 марта Жогорку Кенеш принял законопроект о назначении референдума по проекту закона «О Конституции Кыргызской Республики».

Каковы основные цели конституционной реформы, какую пользу принесет новый Основной закон для страны и народа рассказал АиФ Айдарбек Мамбеткадыров, член Конституционного совещания, независимый эксперт, юрист.  

- Основная цель конституционной реформы - сделать эффективным и гарантирующим основной закон страны для народа, когда человек является высшей ценностью общества, а обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства. За последние 10 лет Кыргызстан жил при «парламентской» форме правления.  К сожалению, эта форма не прижилась в нашей стране, более того, стала инструментом порождения безответственного олигархического правления.

Парламент превратился в инструмент двуличности и беспринципности при принятии архиважных решений. Уничтожение основ государственной власти и государственного аппарата - прямое следствие парламентской модели, когда даже уборщицы в акимиате назначались по партийной квоте. Айыл окмоту мог игнорировать  поручения  акима или министра, а министр мог пренебрегать решениями главы правительства, потому что его партия главнее. Развал государственной дисциплины дал полную возможность чиновникам различного уровня грабить страну, что привело к массовой коррупции. Государственное управление стало соответствовать басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

Предлагаемый новый проект Конституции укрепляет вертикальность власти и ответственность, что позволит быстро, без политических окрасок и  партийных игр принимать решения по реализации государственных задач.

В проекте четко указана роль каждой ветви власти, а также их независимость. К примеру, максимально устроена независимость судебной власти, а именно усилены принципы отбора судей – председателей местных судей и их заместителей после конкурсного отбора теперь  будет назначать председатель Верховного суда. Это весомый шаг в сторону самостоятельности судебной власти.

Сегодня  исчерпан весь кредит доверия к парламентариям. В этой связи в новой Конституции введен независимый институт Курултая (народное собрание), который будет консультативным, направляющим и наблюдающим общественным органом.

За последние 10 лет премьер-министры стали «мальчиками для битья» для парламента и президента при кризисных ситуациях. В новой редакции Конституции впервые глава государства несет  ответственность за качественную работу исполнительной власти, замене правительства включается термин или институт кабинета министров. Его роль уже не политизирована, она  техническая, что позволяет президенту формировать состав кабинета министров исключительно из профессионалов. Сейчас в Основном законе правительство формируется  коалицией большинства, то есть по политическим интересам различных партий.

- Каковы основные факторы сохранения стабильности в Кыргызстане и на что следует обратить внимание президента. Какова роль конституционной реформы в данном контексте по вашему мнению?  

- Первостепенная задача главы государства на сегодня - это сохранение законности и справедливости для стабилизации общества и экономики, выстраивание доверительных отношений с предпринимателями и предоставление гарантий для ведения бизнеса.

Что касается конституционной реформы, то она стала своевременной для нашей страны.  Мы должны сами строить свою демократию, с учётом своих морально-нравственных ценностей и традиций.

11 апреля народ Кыргызстана сделает свой выбор проголосовав на референдуме по новой Конституции КР и этот выбор будет основополагающим в развитии страны на ближайшие годы.

Оставить комментарий (0)