На общественное обсуждение 9 февраля выдвинули второй вариант Конституции. В сравнении с действующим основным законом страны он меняется на 80 поправок – республика становится президентской, появляются новые институты, такие, как Народный Курултай и Совет по делам правосудия. Так же уменьшаются полномочия парламента, а полномочия президента и Генпрокуратуры становятся почти безграничными и мало ограничиваемыми с помощью сдержек и противовесов. Объявить же импичмент президенту практически невозможно – процедуру эту усложняют.
«Критика неизбежна»
По сути это – отредактированная Конституционным совещанием (КС) версия Конституции от 17 ноября 2020 года, которую раскритиковали и юристы, и общественные деятели, и гражданское общество, и даже ряд международных организаций. Но и новая версия за неделю на общественном обсуждении уже нашла критику: документ упрекают в сырости, правовой неопределенности, отсутствии ряда базовых прав человека и в чрезмерном наделении полномочиями президента.
По действующей Конституции срок обсуждения должен быть не менее месяца, если только не происходят «обстоятельства непреодолимой силы», такие, как наводнения, война, разного рода катастрофы. Это уже соблюдено: обсуждение длится с 9 февраля по 9 марта 2021 года. Потом поправки должны пройти парламентское обсуждение и только затем уйти к депутатам – если будут в порядке все сопроводительные документы. Депутаты вносить никаких поправок в положения Конституции при этом не имеют. Затем после трех чтений поправки рассмотрит на предмет соответствия законам, фундаментальным правам и свободам человека и гражданина, принципам демократического, правового, светского государства Конституционный суд. И только после этого поправки идут на референдум. Это все занимает не менее 2 месяцев.
Но в интервью государственному ИА «Кабар» президент Садыр Жапаров заявил, что скорее всего проект Конституции выставят на голосование уже 11 апреля – в один день с выборами в местные кенеши. Только на выборы, по данным ЦИК, затратят 425 млн сомов.
– Конечно, критика неизбежна. Пять пальцев не равны. Но Конституция положит конец хаотическому правлению. Все сегодняшние кадровые беспорядки связаны с действующей Конституцией. Сегодня есть три «силы» – парламент, правительство, президент. Если будет принята новая Конституция, все будет в порядке. В стране есть те, кто не желает порядка. Они пытаются ввести людей в заблуждение, говоря: «Смотрите, что произошло, вот что случилось». Но недостатки неизбежны. Мы стараемся их немедленно устранять. Говорят, что не ошибается лишь тот, кто не работает. Главное – не ошибиться в большой стратегической работе, затрагивающей общие интересы государства. Внутренние мелкие разногласия и кадровые недоработки будут своевременно устранены. Не нужно устраивать трагедию. Даст Бог, весной начнутся большие дела, – сказал глава государства. – Мы надеемся, что Конституция будет выставлена на голосование 11 апреля, вместе с выборами в местные кенеши. Жогорку Кенеш должен это определить. Мы сможем сэкономить деньги, проведя референдум вместе с местными выборами. В казне лишних денег нет. Референдум и выборы в местные кенеши состоятся в один день.
Однако ряд юристов считает, что законопроект о поправках в Конституцию должен пройти все этапы рассмотрения по закону, пусть даже это и займет много времени. Иначе последствия для страны могут быть негативными – их обсудили на встрече под эгидой Сообщества юристов Кыргызстана.
Про жизнь без оппозиции
Предлагаемая Конституция не включает понятия оппозиции ни в политической жизни вне парламента, ни в парламенте. Партийную систему как дискредитировавшую себя предлагают убрать, но в отличие от действующей версии Конституции, четко не прописано, как именно предлагается выбирать депутатов вместо партийных списков. Это создает риск для политического злоупотребления и нарушает права и интересы кыргызстанцев.
– Согласно действующей Конституции действуют политическое многообразие и многопартийность, в новой Конституции эти понятия исключены. Одним из признаков демократического государства является многопартийность и плюрализм мнений, наличие парламентской оппозиции, однако эти элементы в новой Конституции полностью отсутствуют. Исключается и принцип создания партий, которые могли создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления. Приравнивать же политические партии к «другим формам некоммерческих организаций» в корне неверно: туда входят граждане республики на основе свободного волеизъявления и общности интересов для защиты прав и свобод и удовлетворения ряда интересов, – отмечает юрист Алина Ибраева.
Она отметила так же, что раз политическим партиям не разрешается напрямую участвовать в выборах, следовательно, предлагается введение системы выборов по одномандатным округам. При этой системе нет квот для социальных групп. К тому же, государство по этой версии Конституции больше не гарантирует представительство для различных социальных групп в госорганах и органах местного самоуправления, на уровне принятия решений. Проще говоря, женщины, люди с инвалидностью, лица иной, чем кыргызская национальности, и другие группы кыргызстанцев не смогут защищать свои права напрямую, потому что КС не стало вносить поправки в проект в их пользу.
Про цензуру
На этапе обсуждений в КС журналистам обещали, что цензуры не будет: и правда, СМИ гарантируется право на получение информации от госорганов, их распространение, право на свободу выражения мнений. Так же в статье 10 говорится: цензура запрещается. Но далее идут пункты, которые могут использоваться для ее введения, правда, под другим предлогом.
«В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызской Республики, могут ограничиваться законом. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации, устанавливается законом», – отмечается в версии Конституции.
При этом точного определения указанных терминов нет, нет и четкого описания того, что это могут быть за мероприятия.
– Эта норма ограничивает свободу слова, ассоциаций, мирных собраний и доступа к информации. Возникает вопрос правовой определенности: как можно определить «мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям» и «общественное сознание народа республики»? – возмущается юрист Азим Жээнбаев.
По его словам, власти могут использовать эту статью как для официальной цензуры, так и для самоцензуры граждан.
– Статья 10 является известным классическим примером сдерживающего воздействия на свободу выражения мнения. В международном праве это любой вид наказания за законное осуществление наших прав, которое приводит к самоцензуре. Вопрос о том, какие ценности на самом деле соответствуют морали или общественному сознанию народа Кыргызстан, может широко интерпретироваться – статья недостаточно четко сформулирована, – отметил он. – ... Цензура на основании вреда нравственным ценностям, которые не определены, неприменимая, поскольку основана на ложном представлении о том, что культура является монолитной. В Кыргызстане живут люди с различными взглядами и убеждениями, разными системами верований, при этом у них должна быть одна правовая система, которая прописана в Конституции.
По его мнению, не исключено, что какие-то заинтересованные лица не будут заботиться о рамках нравственности, и «для них нравственность и мораль будут являться не более чем предлогом для цензуры».
Про почву для фашизма и нестабильности
Наконец, адвокат Нурбек Токтакунов посчитал, что эта версия основного закона «фашистская».
– Это проект монархической и фашистской Конституции. Это даже не латиноамериканская модель, где де-юре есть какой-то баланс, а де-факто властвует за счет контроля и силовых структур президент. У нас же даже де-юре властвует президент, потому что парламент – это просто мальчик на побегушках, а судьи вообще никто. Почему фашистская? Потому что там, где говорят о неких духовных ценностях, о праве нации и национальных духовных ценностях вместо прав человека – это всегда фашизм, – отметил он.
Действительно, по этой версии в преамбуле Конституции больше нет строчки о том, что граждане республики привержены цели «построения свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы». Взамен предлагается принимать Конституцию, исходя не только из «заветов предков», но и «традиций и заветов Манаса Великодушного», есть пункты принципы «ответственности за свое Отечество перед нынешними и будущими поколениями» и «основах подлинного народовластия». А основы конституционного строя разделились на политические, социально-экономические и духовно-культурные.
Токтакунов опасается, что подобный проект, еще и «монархический», способен «угробить» главного своего инициатора. Именно Садыр Жапаров после освобождения из колонии сторонниками начал говорить, что Кыргызстану нужна другая «Конституция для народа».
– Потому что от 90 депутатов в относительной стабильности импичмент невозможен. Но в критической ситуации, когда депутаты почувствуют запах жареного, очень легко какие-то силы могут через депутатов организовать импичмент самому Садыру Жапарову. Достаточно 60 депутатов, чтобы все всколыхнулось. Сначала будет импичмент, а потом опять нам со всей кашей разбираться. Так что это угроза прежде всего для самого Садыра Жапарова, – заключил Токтакунов.
Иное мнение
Кроме Сообщества юристов Кыргызстана, анализ отредактированной версии Конституции от 17 ноября 2020 года провели и специалисты правовой клиники «Адилет». Там считают, что документ «по-прежнему требует существенной доработки и не готов для внесения в Жогорку Кенеш в целях его официального рассмотрения и принятия». Потому что в нем кое-где нарушены «принципы верховенства права и правовой определенности», «имеют место внутренние противоречия принципиального характера, а также некорректные формулировки норм права», а также есть «кардинальное перераспределение полномочий государственных институтов в сторону значительного усиления единоличной власти президента».
«Нивелируется система сдержек и противовесов, являющаяся центральным звеном принципа разделения государственной власти. Исполнительная власть, возглавляемая президентом, фактически занимает главенствующее положение и обладает обширными возможностями влияния на деятельность всех государственных структур, включая судебную систему», – опасаются юристы.
Судебная система станет более зависима от президента, что будет «подрывать достижения проводимой в стране судебно-правовой реформы» и сделает систему менее беспристрастной.
«Именно справедливое правосудие является обязательным и необходимым условием для защиты прав и свобод человека, а также формирования условий для предпринимателей и бизнеса», – отмечают в «Адилете».
Ухудшение условий для бизнеса скажется негативно на экономике страны. Так же по мнению юристов в основном законе страны «необходимо установить эффективную систему сдержек и противовесов, которая будет обеспечивать баланс сил между высшими органами власти, а также их институциональную независимость и гармоничное взаимодействие». В существующем же виде поправки в Конституцию могут привести к росту нестабильности в стране и очередным политическим потрясениям, если пройдут референдум.