Примерное время чтения: 5 минут
381

Как Китай вторгся в Тибет и аннексировал его

Тибет имел свою собственную культуру, язык, религию и историю. Китайские коммунисты всегда хотели аннексировать его. 7 октября 1950 года НОАК вошла в Тибет.

Что произошло после этого?

Когда китайские войска вторглись в Тибет 7 октября 1950 года, большинство тибетцев не знали о вторжении. Дава Норбу, в то время еще совсем малыш, написал в 1978 году для журнала Worldview: “Новости о китайском вторжении 1950 года достигли нас где-то в 1952 году”.

Таким был Тибет в 1950 году. На “крыше мира”, отдаленной земле, далекой как от благ, так и от бед современности, новости распространялись медленно, а беспокойство - еще медленнее. “Несмотря на тревожные новости, никто в Сакье не наточил свой меч и не почистил лук и стрелы”, - написал Норбу.

Фото: www

Жители Сакья и представить себе не могли, что китайское вторжение фактически положит начало постоянной оккупации, которая навсегда изменит Тибет. Спустя семьдесят три года после вторжения мы помним, как оно разворачивалось.

Мотивы Китая для захвата Тибета

Еще до провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года Коммунистическая партия Китая (КПК) сделала аннексию Тибета своим главным приоритетом. За этим стояли как идеологические, так и прагматические мотивы. Коммунисты хотели укрепить юго-западную границу Китая и получить доступ к богатым природным ресурсам Тибета. Идеологически для КПК Тибет был феодально-теократическим государством, народ которого нуждался в “освобождении”. Кроме того, аннексия Тибета рассматривалась как кульминация исторического проекта — Тибет всегда был частью Китая, и для недавно утвердившегося китайского государства инкорпорация Тибета была просто выполнением зова судьбы.

Но история Тибета была другой. До 1950 года Тибет исторически существовал независимо от китайского контроля, со своей собственной уникальной культурой, языком и религией. Даже после 1720 года, когда династия Цин установила свой сюзеренитет над Тибетом, тибетцы оставались в значительной степени свободными от какого-либо прямого вмешательства Китая в их дела. А после окончания правления династии Цин в 1911 году Тибет стал де-факто независимым государством.

Как продвигалось вторжение коммунистов

Напряженные переговоры велись между Лхасой и Пекином на протяжении большей части 1949-50 годов. У Китая было предложение из трех пунктов: 1) чтобы Тибет рассматривался как часть Китая, 2) чтобы Китай отвечал за оборону Тибета и 3) чтобы Китай отвечал за торговлю и внешние сношения Тибета. Одновременно Народно-освободительная армия (НОАК) неуклонно наращивала силы на восточной границе Тибета. Идея состояла в том, чтобы принудить Тибет к участию в переговорах. У Тибета была небольшая, плохо оснащенная армия, которая не могла сравниться с мощью НОАК. Его границы были пористыми, а население относительно небольшим и рассредоточенным. В случае вторжения у Тибета не было ни единого шанса без иностранной поддержки — и никто, казалось, не шел ему навстречу.

НОАК пересекла реку Цзиньша (Янцзы) и вошла в провинцию Кхам ранним утром 7 октября 1950 года. К 19 октября она захватила город Чамдо и нейтрализовала там тибетский гарнизон. Более 3000 тибетцев были взяты в плен, и по меньшей мере 180 погибли в ходе боевых действий (хотя некоторые источники оценивают потери более чем в 3000 человек). Вскоре после этого Китай прекратил военные действия — точка была поставлена. Оно отправило побежденного губернатора Чамдо Нгабо Нгаванга Джигме в Лхасу, чтобы повторить свое предложение Далай-ламе, которому тогда было всего 15 лет.

Тибет был насильственно подчинен китайцам

В мае 1951 года, под большим давлением, тибетские полномочные представители подписали то, что обычно называют Соглашением из семнадцати пунктов. Соглашение фактически подчинило Тибет Китаю, позволило НОАК занять позиции внутри страны, передало все международные дела под контроль Пекина и позволило Китаю “реформировать” экономику. Однако это также гарантировало невмешательство во внутреннее управление, тибетскую культуру и религию. “Тибетский народ имеет право осуществлять национальную региональную автономию под единым руководством Центрального народного правительства”, - говорится в пункте 3 соглашения.

Но еще до того, как высохли чернила на договоре, китайцы начали его нарушать. С угрожающим присутствием НОАК по всему Тибету усилилось китайское вмешательство в Тибет. Мало-помалу это подорвало автономию тибетской администрации, и вскоре в Кхаме и Амдо были проведены крупномасштабные коммунистические “реформы”.

Национальное восстание и изгнание Далай-ламы.

К 1954 году сопротивление в Тибете росло, поскольку китайцы начали разрушать монастыри и проводить коллективизацию. Имело место вмешательство во все аспекты тибетской жизни, от школьного образования до культурных верований. Также возник постоянный поток беженцев в Лхасу и центральный Тибет, особенно из восточных регионов, где последствия реформ ощущались сильнее всего. Растущее разочарование среди тибетского населения достигло апогея в марте 1959 года, когда вспыхнуло восстание, сначала в Лхасе. Из-за опасений, что КПК может арестовать Далай-ламу, протестующие заполонили улицы Лхасы и вступили в столкновения с НОАК.

 

Китайские репрессии были жестокими. По некоторым оценкам, число убитых тибетцев превысило 80 000 человек. НОАК непрерывно обстреливала Лхасу, превратив многие из ее прекрасных монастырей в руины. 23 марта Далай-лама бежал из Лхасы, чтобы никогда больше не возвращаться, поскольку город был взят китайцами. Даже когда его везли в Индию (Таванг, в современном Аруначале), молодой Далай-лама отказался от Соглашения из семнадцати пунктов и провозгласил себя единственным законным представителем Тибета. С 1959 года власть Китая над Тибетом была абсолютной. Она подавила инакомыслие, утвердила свой собственный народ на религиозных позициях и способствовала притоку китайских иммигрантов-ханьцев в Тибет, изменив как его демографический, так и культурный состав.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)