Примерное время чтения: 6 минут
199

Борьба за «завтра»: Что такое неоколониализм XXI века

Сколько существует человечество, столько существуют споры и о том, как устроен мир. И, если вам кажется, что в XXI веке такой разговор не актуален, то вы ошибаетесь сильнее других. Еще совсем недавно на планете существовало два центра силы - США и СССР, страны были разбиты на два лагеря - условно «капиталистический» и «социалистический». И все казалось предельно понятным, как минимум, на уровне идеи. Но ход времени неумолим. И та система, которую в Москве когда-то называли капиталистической, вытеснила идеи всеобщего равенства и социализма, став вроде как единственно правильной точкой зрения на развитие человечества.

Еще в конце минувшего века всем казалась абсолютно понятной и даже правильной идея свободного рынка. Особенно после сложного XX века, наполненного глобальными конфликтами и войнами. Всем хотелось мира. И торговли. Казалось, вот оно счастье: продавай то, чего у тебя много, и покупай то, чего у тебя мало. Богатей. Однако вчерашним строителям социализма предпочли не объяснять, что рынок, пусть и планетарного масштаба, - это очень жестокий мир, терзаемый кризисами и расслоением общества. Почему? Да потому что кто-то на рынке всегда хочет продавать подороже, а покупать - подешевле. И если кто-то начинает этому препятствовать, то более богатые и сильные «хозяева» начинают юлить, используя свою силу и капиталы. Никто ведь не задумывался, что, если на рынке торгует его «директор», то для простых торговцев правила могут внезапно поменяться?

Вы скажете - все это вольный пересказ трудов Карла Маркса, а подобная трактовка мироустройства - это романтические мечты вчерашнего строителя коммунизма. А все подобное закончилось еще в первую мировую войну, когда в небытие канули европейские колониальные империи и вообще все, что с этим связанно. Но, дорогие мои друзья, история циклична, а понятия из учебников  истории воскресают перед нами в новом обличии. Важно только приглядеться.

Что такое наш мир в начале XX века? Огромные европейские империи, раскинувшиеся на континентах. Невероятное развитие морских перевозок, корабли, спешащие в гавани европейских столиц, полные редких товаров. «Мастерская мира» - Британия - потребляла сырье со всей планеты и производила товары с высокой добавочной стоимостью. Порядок в колониях на местах обеспечивали полувоенные администрации и армейские гарнизоны. История Индии - тому подтверждение, но мы не будем в это углубляться. Затем две мировые войны, которые, по сути, были дракой на рынке планетарного масштаба, в ходе которой переломили хребет самым отпетым зачинщикам вроде той же Британии или Германии. Но свято место пусто не бывает. И после второй мировой на рынке появился новый «хозяин». Имя ему - Соединенные Штаты Америки. Вы можете не согласиться. А где же колонии? Где военные гарнизоны, колониальные администрации и чрезвычайные губернаторы? Что вообще за чушь про то, что колонии существуют и сейчас? И вообще - мир давно стремится ко всеобщей демократии и порядку, работают международные организации и т.д. ООН, в конце концов.

Это отчасти справедливо. Но это вопрос не содержания, а формы. Вешать собственные флаги и отправлять войска по всему миру уже не принято. Однако, существует система военных баз армии США по всей планете и НАТО, которое, по сути, и является «военной орбитой» новой метрополии - Вашингтона. Ведь многие страны в последние десятилетия практически отказались от собственных программ по развитию вооруженных сил, понадеявшись на «большого брата». А там, где следует отказ и пренебрежение к собственной армии - там следует и почти добровольная сдача остального на милость соседу.

Вообще, для сложившегося с конца прошлого века порядка вещей, есть специальный термин - неоколониализм. Впервые в прессе он возник при обсуждении современного положения в странах Африки. Первый президент Ганы и философ Кваме Нкрума в 1965 году опубликовал труд «Неоколониализм как последняя стадия империализма», где объяснял, как бывшие метрополии продолжают эксплуатировать страны, недавно получившие независимость, и критиковал это явление. Он очень долго и обстоятельно доказывал, что при неоколониализме точно так же, как при «старом добром» колониализме, осуществляется культурная и языковая экспансия, между бывшими колонией и метрополией выстраивается неравные экономические и военно-политические отношения. Среди инструментов такого неравного взаимодействия - военное давление, политические перевороты и экономические санкции. Тот, кто следит за новостной повесткой, без труда может привести конкретные примеры.

Ну и что тут такого? Спросят те, кто не готов озадачиваться глобальной повесткой и доволен наличием колбасы в холодильнике и более-менее постоянным доходом. Все же более-менее стабильно, права человека соблюдаются и никто никого винтовкой не гонит на рудники. Проблема постколониализма или неоколониализма (тут уже кому как удобнее)  - это этноцид. То есть стирание национальной или этнической идентичности народов. В один прекрасный момент вы начинаете замечать, что в вашем городе количество вывесок на вашем родном языке и, допустим, английском - уже поровну. А изучать тот же английский в ближайшем университете - гораздо выгоднее, потому что потом можно отсюда уехать. Затем ваше окружение и знакомые перестают интересоваться национальной историей и забывают об исторических традициях. И спустя какое-то время вы обнаруживаете, что живете в не совсем понятной стране, которая больше напоминает какой-нибудь дальний штат США. Я, конечно, утрирую, но в самом радикальном сценарии - такое возможно.

Иными словами - западная система ценностей часто отождествляется с личной свободой, рационализмом и демократией. То есть, когда мы говорим о том, что мир вступил в некую эпоху демократии и прав человека, то попросту подменяем понятия. Это западный образец, это западный стиль жизни, это отказ от самого себя. Я ни в коем случае никого не хочу сейчас испугать. Но я просто прошу читателей задуматься о том, на каком языке будут говорить их внуки и в какой стране они будут жить.

А есть ли альтернатива? Да. Безусловно. К примеру Сингапур, Япония или Китай. Эти страны смогли сохранить свой традиционный подход к построению общества и провести масштабную модернизацию. И это вызывает уважение. Из тех, кто недавно вступил на путь освобождения от неоколониального мышления - Турция и Россия. Да, эти страны сейчас только в самом начале пути, но они идут по нему довольно быстро. Та же Россия, как это было веками, выстраивает свою линию, вступив в полномасштабный конфликт с теми же США, укалывая их новые «колонии» экономически, политически и даже военно. За что, кстати, Москва вынуждена расплачиваться очень жестким экономическим международным давлением. Хотя это тема отдельного материала.

Ну и еще одна мысль. А как же Европа? Именно она в прошлом - центр колониальных империй, архитектор мира протяжённостью в несколько столетий. Почему там сегодня нет альтернативы? Ирония судьбы заключается в том, что страны Европы сегодня сами стали… чем-то вроде новых колоний. Европейский союз так и не стал самостоятельной политической силой, отказ от российского газа привел к тотальному подчинению экономике воле Вашингтона, наживающегося на поставках СПГ, а идея об общеевропейской армии критикуется и размывается уже не первый год. В общем-то, осталось отказаться от евро и перейти на доллар.

Каким будет мир завтра? Не знает никто. Но чем больше людей на планете будет задумываться о совсем наследии, о том, как найти свой путь в этом мире и как не стереться, подобно кругам на песке во время прибоя, тем больше шансов у человечества в будущем уцелеть во всем своем многообразии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)