Примерное время чтения: 3 минуты
116

«Безопасность по подписке»: В какой формат может перейти деятельность ОДКБ

Бишкек, 5 марта - Аиф-Кыргызстан.

Кыргызский политолог Бердаков – о том, в какой формат может перейти деятельность ОДКБ.

По его мнению, сейчас полномочия и структура объединения недостаточно отвечают внешним угрозам, против которых оно должно выступать. Поэтому у него есть как минимум два варианта трансформации.

В минувший четверг, 3 марта, президент России Владимир Путин внес в Госдуму протокол о внесении изменений в соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Согласно ему, в ОДКБ может появиться «координирующее государство». Под его эгидой будут формироваться миротворческие силы для участия в операциях под эгидой ООН. По информации ТАСС , текст находится в думской электронной базе.

Политолог из Кыргызстана Денис Бердаков полагает, что ОДКБ в действующем формате нуждается в реформах. Так как сейчас полномочия и структура объединения недостаточно отвечают внешним угрозам, против которых оно должно выступать. Он пояснил «АиФ-Кыргызстан», что видит два наиболее вероятных и соответствующих геополитическим реалиям варианта трансформации ОДКБ.

«ОДКБ изначально создавался как союз, который противостоит внешней агрессии. Сейчас внешняя агрессия – экстремисты, террористы, религиозные радикалы, интернет-войны, оппозиция, и, что важно, тотальный провал с экономической политикой, дикая инфляция, социальная коррупция. Вот основные угрозы для обществ. А ОДКБ тотально не приспособлена к решению таких социальных, экономических, религиозных, идеологических вызовов. Государства пытаются взаимодействовать по линии защиты от киберугроз, борьбы с наркотрафиком, но они бьют в основном по следствиям, а не по причинам», – отметил Бердаков.

По словам политолога, имеет смысл «полностью пересмотреть мандат, полномочия, и структуру ОДКБ». В этом отношении у организации два варианта для реформирования, и странам Центральной Азии из объединения придется сделать выбор.

«Потому что сейчас ОДКБ не имеет ни своего бюджета, ни особенных ресурсов, и в принципе вся операция в Казахстане – российская операция, а остальные страны присутствовали там больше для вида. Тогда Центральная Азия, точнее, какая-то ее часть, должна быть готова к тому, чтобы «покупать» комплексный пакет безопасности со стороны России – цифровую, информационную, образовательную, гуманитарную и иную. Россия хочет быть провайдером защищенного пакета безопасности – от своей системы безопасности интернета и связи до продовольствия, воды, электроэнергетики. Или мы берем «полную подписку» по, скажем, двадцати пунктам, куда входит одним из пунктов и военная безопасность – куда входит и обеспечение оружием, и обучение военных. Потому что активизация ОДКБ в Казахстане, которая произошла – это активизация России на постсоветском пространстве, а не ОДКБ. Поэтому ОДКБ возможно превратить в мощную «организацию по подписке», где Россия – провайдер, на пакет от которого все остальные участники объединения подписываются на разных условиях, и, скорее всего, платно. В принципе, это идея Дональда Трампа, которая заключалась в «безопасности по подписке» от США, куда входили более 20 пунктов – от продовольственной до ядерной безопасности и вакцин. То же самое может обеспечить и Россия – от вакцин до семенного фонда, которого не имеет большинство стран. И нам нужно быть максимально честными. Либо мы «покупатели по подписке» у какого-то системного провайдера, которым может выступать и Китай, который начинает претендовать на эту роль. Либо же ОДКБ формально остается равноправной для всех стран, но в ней формально меняются внутренние механизмы, появляются собственный бюджет решения для проблем, связанных с идеологией, хорошим доступом к образованию, социальным лифтам. Но это уже больше мандат СНГ и ЕАЭС. Вопрос в том, что они не работают, создавая проблемы для ОДКБ, а ОДКБ не имеет функционала для их решения», – считает он.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)