Примерное время чтения: 5 минут
49

Смена власти в Афганистане повлияла на транспортный коридор «Север – Юг»

На конференции по МТК в Бишкеке обсуждался подход Индии к МТК и порту Чабахар после вывода иностранных войск из Афганистана. Научное мероприятие собрало под одной крышей экспертов из Индии, Ирана, России, Казахстана, Узбекистана, Армении, Польши, Швеции, Англии, Индии и Кыргызстана.

В ходе мероприятия под названием «Международный транспортный коридор Север-Юг и порт Чабахар в Иране: альтернатива «Поясу и пути»» ассоциированный старший научный сотрудник Стокгольмского Института изучения проблем мира Петр Топычканов представил доклад на тему «Подход Индии к МТК Север-Юг после вывода иностранных войск из Афганистана».

Он отметил, что Индия сохраняет интерес к Международному транспортному коридору «Север-Юг», продолжая работу в порту Чабахар. Еще до вывода войск из Афганистана в марте 2021 года Индия предложила включить этот транспортный узел в состав «Север-Юг». В середине октября министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар повторил это предложение во время визита в Армению. В то же время на позицию Индии повлияло не только развитие ситуации вокруг Афганистана, но и авария контейнеровоза «Ever Given» в Суэцком канале в марте 2021 года, которая показала уязвимость традиционного транспортного маршрута, соединяющего Индию с Европой.

В то же время Индия продолжает рассматривать порт Чабахар как ворота в Центральную Азию. В начале 2021 года по инициативе Индии была создана рабочая группа Индии, Афганистана, Ирана и Узбекистана для совместного использования этого транспортного узла. После вывода иностранных войск из Афганистана премьер-министр Индии Нарендра Моди на саммите ШОС в Таджикистане подтвердил заинтересованность Индии в развитии этого порта совместно со странами Центральной Азии. По его словам, страны Центральной Азии вместе с Индией смогут раскрыть возможности Чабахара.

Фото: aif.kg/ Дарья Полухина

Топычканов отметил, что в связи со сменой режима в Афганистане Индия рассматривает несколько сценариев развития порта Чабахар, и связь с ним через «Север-Юг» является одним из них. В то же время Индия уделяет внимание традиционному маршруту через Иран, Азербайджан и Россию. Направления через Армению и страны Центральной Азии также представляют интерес для Индии. Но, является ли второе направление привлекательным для доставки товаров в Россию и Европу или оно предназначено только для соединения стран Центральной Азии с торговыми рынками Азиатско-Тихоокеанского региона, пока не ясно. Однако, принимая во внимание режимы санкций против России и Ирана и политическую нестабильность в нескольких странах, являющихся членами МТК, Индия не готова рассматривать направление этого коридора через Иран, Азербайджан и Россию как единственный путь в Европу. Возможно, индийский подход заключается в том, чтобы развивать несколько направлений, следуя многовекторной дипломатии этой страны.

Топычканов отметил и то, что существует множество технических и правовых норм, которые необходимо доработать, прежде чем товары и материалы смогут регулярно транспортироваться по новым коридорам. При согласовании технических стандартов с Россией санкции против России могут затруднить достижение технологического паритета в будущем. Индия же планирует управлять эффективно этой средой и рассмотреть многовекторную политику при приближении к реализации МТК «Север-Юг».

Порт Чабахар и Центральная Азия

Соруш Алиасгари, стипендиат программы обмена в UNICAEN, Франция, и кандидат наук в области береговой инженерии в Тегеранском университете исследовал влияние коридора из порта Чабахар в Центральную Азию в одноименном докладе. По его словам, из-за своего географического положения и подчинения Российской империи, а затем и Советскому Союзу, Центральная Азия была относительно закрыта от остального мира в современную эпоху. После обретения независимости в 1991 году центральноазиатские государства Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан приступили к реализации инициатив по расширению своего глобального охвата. Хотя эти усилия достигли определенной степени успеха, углубление взаимодействия остается относительно ограниченным из-за влияния России и Китая. Эти две державы создали различные пути, включая многосторонние организации в области экономики и безопасности, а также инфраструктурные и инвестиционные обещания, чтобы удержать Центральную Азию в своих сферах влияния.

Алиасгари напомнил, что Нью-Дели согласился развивать порт Чабахар в 2003 году, а в 2016 году было подписано трехстороннее соглашение между Индией, Ираном и Афганистаном. Развитие порта сокращает время, затрачиваемое на транспортировку грузов из стран Центральной Азии в Южную и Юго-Восточную Азию, Кавказский регион и наоборот. При этом и другие страны соперничают за расширение связей с Центральной Азией и впоследствии оказывают большее влияние в регионе. Одним из ярких примеров является Иран и его проект порта Чабахар. Аналитики рассматривают это предприятие, поддерживаемое Индией, как средство потенциальной революции в торговле в Азии, поскольку оно облегчит и индоиранскую торговлю. В свою очередь, порт Чабахар может быть расширен для установления наземных торговых путей с государствами Центральной Азии, что откроет доступ стран к мировым рынкам. Эта возможность может помочь Центральной Азии открыться для расширения иранской и индийской торговли – и, благодаря морским торговым путям, дополнительным международным рынкам, – что может ослабить доминирование России и Китая в регионе.

Такая стратегия была до недавнего времени, сейчас же коридор из Чабахара в Центральную Азию может стать частью МТК «Север-Юг», и частью реализации стратегии России по ее развороту на Восток. Повлияло на первоначальную идею коридора и падение Кабула в прошлом году и переход Афганистана в нестабильность. Еще одной проблемой для порта Чабахар является продвигаемый Китаем порт Гвадар, который отстает от своего графика. Заключительная часть железной дороги до Чабахара еще не завершена. Но альтернативные маршруты, соединяющие порт, могли бы создать спрос на торговлю через этот узел в ближайшее время.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)