Примерное время чтения: 5 минут
40

Китайско-пакистанский экономический коридор в Гвадаре провалился?

Пакистан смог завершить только три проекта Китайско-Пакистанского экономического коридора (CPEC) в Гвадаре стоимостью более 300 млн долларов. По данным Управления CPEC, остаются незавершенными еще девять проектов стоимостью почти 2 млрд долларов, включая водоснабжение и электроснабжение. Обзор хода реализации проектов показал, что все проекты, имеющие социально-экономические выгоды для Гвадара, которые считаются жемчужиной CPEC, отстают от своих первоначальных графиков завершения.

Управление CPEC, которое хочет закрыть министр планирования Ахсан Икбал, в прошлом месяце представило новому правительству отчет о проектах. До сих пор Управление CPEC объявило завершенными только три схемы проектов, в том числе Генеральный план Gwadar Smart Port City стоимостью 4 млн долларов, который нельзя назвать проектом. Две другие схемы CPEC – физическая инфраструктура порта Гвадар и фаза 1 местной СЭЗ стоимостью 300 млн долларов. Третья – Пакистано-Китайский институт, который был построен за счет китайского гранта в размере 10 млн долларов.

CPEC в Гвадаре бездействовал большую часть времени предыдущего правительства Имран Хана, но в последнее время наметился некоторый прогресс после того, как последний политический режим назначил Халида Мансура специальным помощником премьер-министра Пакистана по делам CPEC. Но и он не мог сдвинуть с места работы. Так,  скоростная автомагистраль Истбей стоимостью 179 млн долларов – дорожное сообщение, соединяющее порт со свободной зоной и городом, – которое должно было быть завершено несколько лет назад, по-прежнему не завершена, хотя в документах проект завершен на 99%. Китай предоставил беспроцентный кредит для этой схемы. Управление CPEC ожидает, что проект будет завершен к июню.

Работы по таким необходимым объектам, как очистка пресной воды, водоснабжение и проект распределительной сети стоимостью 72 млн долларов, все еще тоже не завершены. Первоначально планировалось, что их завершат к 2017 году. В документах проект указан как финансируемый федеральным правительством, вопреки тому факту, что он финансируется в соответствии с CPEC. Согласно первоначальному плану, Китай должен был взять на себя 90% финансирования проекта. В 2016 году Пакистан обратился к Национальной комиссии по реформам в области развития Китая с просьбой предоставить грант на этот проект. Но Китай проинформировал Пакистан о том, что утверждение гранта может занять не менее двух лет, и страна не может позволить себе ждать так долго. В отчете показано, что потребности Гвадара в воде в 2020 году, по прогнозам, составляли 20 млн галлонов в день, по сравнению с предыдущими поставками всего в 2 млн. Воду планировалось откачивать из моря для очистки и последующей подачи в жилые и промышленные районы Гвадара. Теперь пересмотренная дата завершения проекта установлена на вторую половину 2022 года, что также вызывает сомнения в соблюдении.

Еще две схемы, связанных с водой – это опреснительная установка на 1,2 млн галлонов в день стоимостью 14 млн долларов в Гвадаре. Выполнено всего 3% работ и неизвестно, когда проект увидит свет. По данным Управления CPEC, второй проект этого направления – установка по опреснению воды на пять млн галлонов в день стоимостью 32 млн долларов – остался на стадии планирования.

Еще часть проектов CPEC – аэропорта Гвадара и больницы Гвадара – столкнулись с проблемами при импорте определенных стальных материалов, что повлекло за собой введение антидемпинговых пошлин. Новый международный аэропорт Гвадара, который также должен был быть завершен несколько лет назад, тоже еще на стадии реализации, и, по данным Управления CPEC, была завершена едва ли треть работ по схеме. Китай выделял на этот проект грант в размере 230 млн долларов. А в больнице Пакистано-китайской дружбы стоимостью 100 млн долларов в Гвадаре было завершено едва ли 20% работ. Проект предусматривал модернизацию существующей больницы на 50 коек до 150 коек. Больница строилась на 68 акрах земли. Несмотря на его важность для местного населения, проект не попал в поле зрения предыдущего правительства.

По данным Управления CPEC, еще один проект строительства инфраструктуры второй фазы СЭЗ «Гвадар» стоимостью 285 млн долларов был завершен только на 3%.

Отчет о ходе работы Управления CPEC соответствует оценке Совета по инвестициям, который написал бывшему премьер-министру Имрану Хану, что «Гвадар, долгое время позиционировавшийся как центральная часть CPEC, еще не достиг ожидаемых высот промышленного развития, которые могут послужить катализатором для внутренних и иностранных инвестиций». Так же о СЭЗ Гвадара говорилось, что «нынешняя территория зоны не подходит и не достаточна для создания тяжелой промышленности».

Пакистан также планировал построить электростанцию для Гвадара мощностью 300 мегаватт для обеспечения местных жителей. Но отчет показал, что по этой схеме было выполнено едва ли 3% работ. Энергетический проект был омрачен проблемами из-за неспособности правительства погасить взносы в размере 300 млрд рупий с тех китайских электростанций, которые уже были в эксплуатации. Это привело к закрытию китайских АЭС мощностью 1 980 МВт, что было немыслимо еще несколько месяцев назад. Сейчас при этом даже в порту Гвадара нет собственного электричества, поскольку страна импортирует электроэнергию из Ирана для удовлетворения энергетических потребностей города.

По данным Управления CPEC, на стадии планирования так и остались проект строительства волнореза в порту стоимостью 266 млн долларов, проект по дноуглублению причальных зон и каналов, интеллектуальная система охраны окружающей среды Гвадара стоимостью 14 млн долларов, а также рыбная гавань Гвадара и производство лодок в Уэст-Бэй с инвестициями в размере 32 млн долларов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)