Примерное время чтения: 7 минут
333

В Кыргызстане завершился Russian Film Festival

В Кыргызстан кинофестиваль прибыл во второй раз. Первый раз современные российские популярные киноленты с кыргызскими субтитрами показывали осенью 2021 года в рамках перекрестного года Кыргызстана и России. 

Тогда жители и гости Бишкека могли увидеть экранизацию российского комикса «Майор Гром. Чумной доктор», фэнтези «Конек-Горбунок», комедию «Родные», драму «Пальма» и фильм-путешествие «Китобой», который был участником Венецианского кинофестиваля-2020. Кыргызстан, к слову, стал первой страной RFF, где показы прошли в кинотеатре вживую после начала пандемии COVID-19.

В 2022 году программа фестиваля стала более семейной – и киноленты, и мультфильмы подходили для того, чтобы было интересно их посетить и детям, и подросткам. Кроме того, на кинопоказы пригласили школьников и воспитанников детских домов. Как и в прошлый раз, все киноленты и анимация были переведены на кыргызский язык с субтитрами.  

На Russian Film Festival-2022 для зрителей помладше показали два мультфильма – «Конь Юлий и большие скачки», рассказывающий о новых событиях в полюбившейся зрителям мультвселенной «Трех богатырей», и «Плюшевый бум!». Так же они могли посмотреть приключенческий фильм-фэнтези «Последний богатырь: Посланник тьмы». А зрители постарше и совсем взрослые смогли посетить показы романтической комедии «Пара из будущего» и фильма-катастрофы «Огонь» о работе «Авиалесоохраны» (противопожарная служба России, которая занимается мониторингом и тушением пожаров в труднодоступной местности – ее сотрудники могут десантироваться на парашютах, чтобы потушить огонь, – прим.авт.) и МЧС. И если в «Последнем богатыре» герой Иван – собирательный образ всех сказочных Иванов из русских сказок, то в «Огне» – собирательные образы уже реальных героев, у которых есть прототипы среди парашютистов-пожарных, десантников-пожарных, летчиков-наблюдателей и спасателей МЧС. 

О героях вымышленных и настоящих

Режиссер и сценарист Алексей Нужный до «Огня» был больше известен зрителю России, да и Кыргызстана, по комедийным проектам – «Я худею», «Ольга», «Громкая связь», «Беременный» и другим. Однако его творческое амплуа изменил один случай.
«Все началось с того, что в простом московском кафе я услышал разговор трех девушек. Они сидели за второй бутылкой вина и тосковали: "Эх, нет мужика нынче! Простого, сильного, настоящего, чтобы взял меня и вынес из этого огня!". Тогда я понял, что это очень серьезная женская потребность, и начал искать историю про настоящих сильных мужчин, чтобы сделать кино про заботу, внимание и любовь. В этом мне помогла встреча с моим другом Игорем Осиповым. На тот момент он работал в "Авиалесоохране" пожарным-спасателем и каждое лето улетал останавливать лесные пожары. Игорь рассказал мне об опасностях профессии и поведал много интересных историй. Например, как они деревню от верхового огня спасали и выносили женщин на руках», – рассказывал Алексей Нужный журналистам перед презентацией киноленты в 2020 году.

В МЧС и «Авиалесоохране» сценаристам пошли навстречу: дали возможность консультироваться со своими специалистами, но и показали, как работают с крупными пожарами в Подмосковье и в Карелии. Для сьемок «Огня» разрешили использовать реальную технику, с которой – вертолеты Ми-8, самолеты Ил-62 и Ан-26 и многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200 ЧС. Кроме того, благодаря МЧС России в фильм вошли и страшные кадры, снятые во время крупных лесных пожаров в Красноярском крае.
Осипов, который помогал Нужному в создании «Огня», его так и не увидел – он погиб на службе в пожаре практически в последний день съемок.  Так появилась надпись в финальных титрах – «Десантникам-пожарным лесоохраны и всем спасателям Российской Федерации посвящается».

В центре событий – история шести десантников-пожарных под руководством Алексея Соколова (Константин Хабенский), которых отправляют на очаг возгорания в одном из уголков Карелии, чтобы его остановить. Обычная история, которая происходит каждое лето – по всей России. Но в этот раз природа оказывается сильнее. Из-за стечения обстоятельств и пожарные, и жители близлежащего села оказываются в огненной ловушке, выход из которой практически невозможен – а если и возможен, то ценой человеческих жертв. Как и в жизни в экстренной ситуации, рукотворное чудо в «Огне» делают люди, пусть и без должной поддержки от государства.

Герои фильма сталкиваются с нехваткой топлива и работающей техники, проблемами со связью, бюрократией, с человеческой халатностью – в экстренной службе находится место и ей. Сталкиваются они и с нелегким выбором – попытаться спасти десятки жизней сельчан и шестерки пожарных, самовольно отправив на тушение огромный Бе-200, попасть под суд? Или действовать строго по инструкции, запросить все разрешения, получить их, но потерять драгоценное время для тушения? Остаться на земле в подступающем огне, но дать шанс взлететь разваливающейся от старости «вертушке», на которой эвакуируют детей? Пойти вперед через огонь, пытаясь отыскать путь к спасению – или смириться и ждать на месте, пока помощь «с большой земли» придет? Режиссер «Огня» вплетает в финал несколько вариантов того, как могла закончиться история. Зритель волен выбирать, поверить ему в «хэппи-энд», когда всем удалось выжить и воссоединиться с близкими ценой жизни одного из пожарных, или же остановиться на том, что так сложилось – «Не успели. Не долетели. Не смогли спасти всех». Оба финала – максимально близки к реальной жизни, в которой подвиги, подобные тем, что в фильме, совершают чьи-то обычные сыновья, мужья, любимые мужчины, отцы, братья – без всякий супергеройских плащей.
«[…] Главные герои – ребята очень простые. Они редко бывают дома, за смешную зарплату в 3 рубля летают на вертолетах и самолетах, десантируются, бегают по лесам, пытаясь направить и нейтрализовать огонь. И у них не всегда это получается по разным причинам. Они подвергают свои жизни опасности и даже гибнут. Что это за люди, подумал я?...

Сначала продюсеры хотели, чтобы мой персонаж был брутальным человеком, который ведет за собой отряд таких же смельчаков. Но вместе с режиссером мы пофантазировали и нам удалось убедить команду создателей, что герой и его парни – не обычные герои блокбастеров с большой буквы. Они из тех, с кем мы сталкиваемся в дешевых сетевых магазинах, на улицах и в транспорте. Это люди, на взгляд некоторых, ничего особенного не добившиеся в жизни. Но они бесконечно преданны своей профессии и честно занимаются делом. Именно такие люди летают, бегают и тушат пожары, рискуя собой. А те, кто чего-то добился в жизни, они эти пожары разжигают, заметая следы после вырубки лесов… Хотелось рассказать об этих простых и настоящих людях, честно занимающихся своим делом», – делился с журналистами перед выходом картины в широкий прокат исполнитель одной из главных ролей, Константин Хабенский.

Культурный диалог

Кинофестиваль Russian Film Festival – совместный проект Минкультуры России и «Роскино», появившийся в 2020 году. Он пришел на смену неделям российского кино за рубежом, которые в каждой стране проводились по-разному, в разное время и разном формате. Теперь вместо них – фестивали кино под брендом RFF. За время существования кинофестиваль собрал уже более 1 млн зрителей в 23 странах мира – как онлайн, так и офлайн.

Кроме формата кинопоказов, изменилась и их география. Если раньше упор недель российского кино делался более на страны СНГ и Европу, то единый кинофестиваль включает в себя Латинскую Америку, Ближний Восток, Азию и Северную Африку. В зависимости от региона программа фестиваля разнится – где-то в ней больше семейных фильмов, детской анимации и комедий, а где-то больше документальных фильмов или хорроров. В 2022 году впервые на фестивале в некоторых странах представят и сериалы.

«Мы рады открыть новый сезон RFF, продолжая рассказывать зарубежному зрителю захватывающие киноистории и знакомить аудиторию с нашими талантливыми актерами и режиссерами. Одна из задач Russian Film Festival – сохранение международного культурного диалога. Кроме того, мы рассчитываем, что RFF в качестве инструмента выхода на новые рынки окажет поддержку российской киноиндустрии, которая сегодня оперативно меняет географию экспорта контента. Мы прорабатываем ряд деловых активностей в рамках недель кино: их целью станет развитие индустриального диалога», – заверила перед стартом фестиваля-2022 Инна Шалыто, генеральный директор «Роскино».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)