Примерное время чтения: 8 минут
780

Сохранить нельзя забыть. К чему приведёт дефицит учителей русского языка?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Кыргызстан 07/11/2018

Не так давно в обществе вновь всплыла тема о недостаточном количестве часов, отведённых школьникам на изучение русского языка. Возмущались не только те, для кого язык  Пушкина - родной, но и кыргызстанцы, для которых русский - язык иностранный.

По пути инноваций

Пока у ребят есть два часа в неделю на познание «великого и могучего», но достаточно ли их? Есть ли перспективы развития у русского языка в Кыргызстане, какие проблемы стоят перед ним сегодня, и нужно ли вообще его изучение в КР? С помощью директора инновационного научно-образовательного центра русского языка КРСУ, кандидата филологических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии педагогических и социальных наук Валентина Корнеевича Янцена попыталась это выяснить корреспондент «АиФ».

Валентин Янцен
Валентин Янцен Фото: Фото из личного архива

Так, по словам собеседника, увеличить число школьных часов весьма проблематично, а для лучшего и эффективного восприятия пройденного, нужно искать новые пути подхода к преподаванию предмета.

«В советское время изучение русского языка в школах носило экстенсивный характер, то есть постоянно увеличивали количество часов на изучение языка и литературы. Был даже специальный курс изучения русского языка в дошкольном образовании, и он удачно работал: детей приобщали к языку сызмальства. Но дальше так продолжаться не могло - рос объём информации, которую необходимо усваивать школьнику и, естественно, нужно было уделять больше внимания изучению

родного языка. Сменились и идеологические ориентиры: если раньше говорили, что есть такая нация, как «советский народ», то сегодня мы должны заботиться о сохранении национальных языков, ведь они - вклад в мировую цивилизацию. Конечно, сейчас изучение русского языка находится в кризисной ситуации: во-первых, изменилось демографическое положение - по статданным, тех, кто считает русский язык родным, примерно 5-6%, и это население сосредоточено в больших городах, административных центрах. Отмечу, что мы должны подумать не только о сохранении и продвижении языка, но и сохранности русской культуры - достоянии и русского, и кыргызского народов. Что касается часов, отведённых на изучение русского языка в общеобразовательных учреждениях, то выделить их больше, скорее всего, не получится. Мы выступали с инициативой, которая сегодня, увы, не сильно активно разрабатывается - это создание единой дисциплины «русская словесность», которая включала бы одновременное изучение русского языка и русской литературы. Такой опыт был в 19 веке, в гимназиях на образцах русской классической литературы обучали русскому языку. Это, конечно, требует перестройки всей системы преподавания языка, но я другого пути не вижу. Сейчас государство и общество не могут позволить себе изучать русский в том часовом объёме, в котором это было в советское время», - подчеркнул Валентин Корнеевич.

Но и на пути реформации без трудностей никак не обойтись: на сегодня фактически ни один вуз не готовит учителей русского языка, более того, нет повышения квалификации, а кафедры методики преподавания русского языка и литературы, которые во времена Союза были во всех педагогических вузах, канули в лету.

«Сегодня ни один вуз преподавателей русского языка не готовит. Мне даже бывает неловко, когда они стыдятся назвать специальность «преподаватель русского языка». Это не от чиновников зависит, а от самих вузов, руководство которых не хочет заявлять об этом, считает не престижным, но умалчивание престижа не повысит… И со стороны государства нужно принять определённые меры стимулирования. В советское время, например, учителя русского языка в районных кыргызских школах получали надбавку к зарплате в размере 20 % - это было очень существенным стимулом. В филиале, где я некоторое время руководил, у нас конкурс был на специальность «русский язык», набирали по 500 первокурсников ежегодно. Когда бывал в командировках, родители студентов благодарили за хорошую специальность. Нужно принимать государственно-общественные меры для того, чтобы объяснить значение русского языка. Мы видим некоторый рост интереса к его изучению, но связан он больше с прагматикой: уехать на заработки в Россию. Это заблуждение, не всегда так будет, и мы не можем чисто из прагматических целей строить методику преподавания и обучения. Меня это даже иногда удивляет: бывшие французские и английские колонии не отказались от языков метрополии. Скажем, в Индии, при всей её многочисленности, английский язык почти во всех университетах принят, как язык обучения. В африканских колониях остался французский язык, а это - язык колонизаторов! Но русский-то язык в КР никогда не был языком колонизаторов, это было совсем другое направление. Поэтому вместо таких дискуссий политизированных, нужно объяснять населению, что мы сумели создать определённое культурно-языковое пространство. Оно никому не мешает, а его исчезновение только навредит и русским, и кыргызам. Начинать повышение качества обучения необходимо с подготовки нового поколения учителей русского языка, вооружённых новыми методиками», - отметил собеседник.

Многоязычие, но культурное!

Качество педагогических кадров - дело важное, вот только всё это требует больших вложений, а где их взять, если большинство школ страны выживает на «добровольные» пожертвования родителей? Классы переполнены, денег нет, выходит, качество русского будет только снижаться... Есть ли будущее у языка Пушкина? На этот вопрос профессор ответил утвердительно.

«Когда-то Солженицын говорил: «Азия уйдёт в исламский мир». Я с ним не совсем согласен, думаю,

мы можем сохранить русское культурное наследие и русский язык, при условии, что будем рационально осмысливать тот опыт, что был прежде, и думать о будущем. Тут два взаимно направленных процесса: с одной стороны, развиваются связи КР с тюркоязычным и мусульманским мирами, но очевидно, что и без Евразийского пространства страна не сможет развиваться. Надо трезво посмотреть на эти вещи и определить сегодняшнее назначение русского языка. При этом нужно абсолютно исключить политиканство. Там (во власти), конечно, есть радикально настроенные люди, говорящие, что русский язык не нужен вовсе -  это глупость. Однако навязывать его изучение в таких масштабах, как было в советское время, не нужно - народ существует тогда, когда у него есть свой язык. В ближайшем будущем мы столкнёмся и с турецким языком, и с китайским, как конкурентами русскому… Турция немалые деньги в это вкладывает».

- Выходит, России нужно взять этот пример и поучаствовать финансово?

- Россия недооценивает перспективы и положение развития русской культуры. Говорят, что в КР русский язык все знают, но это в столице, а отъехать на 20 километров, то там уже на русском не говорят. Это прекраснодушие, что в Кыргызстане все говорят на русском, нужно развеять. Число говорящих сужается, а чтобы Россия сохранила здесь свои позиции, ей нужно вкладывать сюда деньги. Для российского бюджета не будет большой потерей приплачивать учителям русского языка, особенно в сельских районах - тогда очень многое бы изменилось.

- С образованием и кадрами более-менее разобрались, а какую оценку вы дадите русскоязычным СМИ?  Они ведь тоже просветительскую функцию несут…

- Я, в силу своего возраста, наверное, консерватором становлюсь, но то, что происходит сегодня в средствах массовой информации, мне дико. Я ещё мирюсь с тем, что в русский язык пришло много заимствованных слов, это было и во времена Петра 1. Беспокоит другое: стремительно падает языковая культура. Даже по центральному телевидению могут сказать: «Что за хрень?». Это

вульгарность, а позволяют себе подобное интеллигентные люди. Молодые ребята матерятся при девушках, в мою молодость это было дико, да и девушки бы сразу подобное пресекли. Представителям СМИ нужно заботиться о поднятии культуры русской речи. Это тоже связано со школьным образованием: в школе не научили, пришло новое поколение либералов-демократов, которое считает, что можно говорить и так. Ещё и кичатся этим, мол, чем вульгарнее, тем лучше…  Для СМИ это пиар, и с этим нужно бороться. Сегодняшние газеты мне иногда читать стыдно. Как в корне поменять эту тенденцию я, увы, не знаю, но мы, преподаватели, должны задуматься над тем, как и что мы говорим, и как говорят наши ученики. А ещё очень бы хотелось, чтобы люди поняли, что сохранение русского языка в стране - это сохранение не только средства общения, но и воплощения русской культуры, которая накапливалась столетиями, её нельзя растратить в один момент.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно